Контрольно-счетной палатой Иркутской области проведена экспертиза сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Иркутской области по итогам 2022 года

25.07.2023

 

Экспертиза проведена на основании поручения Законодательного Собрания Иркутской области.

 

В заключении отмечено, что в разделе «Сведения о результатах реализации государственных программ за отчетный год» практически отсутствует информация об анализе причин невыполнения плановых значений целевых показателей госпрограмм, ответственность за достижение которых возложена на ответственного исполнителя госпрограммы.

 

Отмечены недостатки действующего Порядка оценки эффективности госпрограмм. Так, при оценке степени эффективности ГП не учитывается эффективность деятельности ответственного исполнителя (исполнителей) госпрограммы. Между тем, в ряде случаев их неэффективные действия оказывают существенное влияние на достижение ожидаемых результатов от реализации программных мероприятий.

 

Не проводится оценка целесообразности и обоснованности изменений целевых показателей, ухудшающих ранее установленные плановые значения, что не позволяет однозначно оценить достижение результатов.

 

Проведенный КСП области анализ расчета эффективности госпрограмм на примере ГП «Развитие дорожного хозяйства и сети искусственных сооружений» (Минэкономразвития эффективность госпрограммы оценена как «высокая») показал, что действующий Порядок оценки не всегда дает объективную оценку эффективности реализации программных мероприятий.

 

Так, в состав подпрограммы «Развитие сети искусственных сооружений» включено одно основное мероприятие «Строительство искусственных сооружений на территории Иркутской области» с единственным целевым показателем «Количество построенных пешеходных переходов (мостов, виадуков)», значение которого снижено к концу 2022 года с 2 ед. до 0 ед. Финансирование подпрограммы в течение года увеличено 42,2 % до 147 146,2 тыс. рублей и исполнено на 98 %. При нулевом значении целевого показателя (т.е. отсутствии результата от реализации подпрограммы) эффективность реализации подпрограммы признана высокой (100%), в дальнейшем это повлияло на оценку эффективности госпрограммы в целом.

 

Между тем, исходя из принципов стратегического планирования (ст. 7 Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании»), расходование выделенных средств на определенные цели должно быть неразрывно связано с достижением целевых показателей, характеризующих ожидаемый результат.

 

Анализ показал, что эффективность ГП на уровне 98,34 % достигнута за счет корректировки в сторону ухудшения плановых значений целевых показателей на конец отчетного периода под фактически выполненные значения показателей. По расчетам КСП без данной корректировки эффективность госпрограммы составила бы 51,3 % (степень эффективности «неудовлетворительная»).

 

Так, эффективность реализации подпрограммы «Развитие административного центра Иркутской области» признана высокой (100%) при том, что план по целевому показателю «Ввод законченных строительством (реконструкцией) автомобильных дорог местного значения административного центра Иркутской области (км)» был снижен к концу года до фактического исполнения 0,27 км. При этом финансирование подпрограммы, напротив, выросло в течение отчетного года на 42,3 % до 1 112 078,3 тыс. рублей.

 

Таким образом, с учетом совокупности вышеизложенных недостатков, следует констатировать, что действующий в настоящее время Порядок оценки не обеспечивает объективной оценки эффективности реализации госпрограмм.

 

КСП области по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий систематически отмечаются нарушения и недостатки при формировании госпрограмм, использовании средств на их реализацию, установлении и достижении целевых показателей, снижающие эффективность реализации госпрограмм.

 

В годовых отчетах о реализации госпрограмм фактические значения по некоторым целевым показателям завышены, что привело к завышению количества достигнутых за 2022 год показателей, применяемых при проведении оценки эффективности ГП.

 

Не соблюдается требование п. 28 Постановления № 282-пп, предусматривающее подготовку ответственным исполнителем актуализированного годового отчета и направление его в Минэкономразвития области в случае, если содержащаяся в годовом отчете информация требует уточнения или актуализации.

 

По ряду программных мероприятий ожидаемые результаты не достигнуты, хотя предусмотренные на эти цели средства использованы в полном объеме.

 

Не соблюдены требования к установлению целевых показателей согласно Постановлению № 282-пп в части их адекватности, т.е. показатели не характеризуют прогресс в достижении цели или решении задачи.

 

При установлении целевых показателей не учитывается эффективность деятельности ответственного исполнителя госпрограммы.

 

В большинстве госпрограмм отсутствуют показатели, характеризующие общественно значимый эффект от реализации государственной программы.

 

Установлены целевые показатели, достижение которых не зависит от объемов ресурсного обеспечения, не характеризует прогресс в достижении цели, что не соответствует принципам стратегического планирования.

 

Отмечены факты несогласованности цели, задач, мероприятий, целевых показателей, финансовые ресурсов, сроков реализации, что не соответствует принципу сбалансированности системы стратегического планирования (ст. 7 Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании»). Отдельные целевые показатели не влияют на достижение цели и решение задач госпрограммы.

 

По ряду целевых показателей наблюдалось снижение плановых значений в 2022 году по отношению к достигнутым результатам в 2021 году. Указанные показатели не позволяют оценить прогресс в достижении целей и решении задач ГП, что не соответствует требованию адекватности, установленному Постановлением № 282-пп.

 

По многим программным мероприятиям целевые показатели достигнуты, или перевыполнены, при этом предусмотренные на эти цели средства использованы не в полном объеме. Это может свидетельствовать об отсутствии зависимости показателей от ресурсного обеспечения и несоответствии программно-целевому принципу планирования (статья 7 Федерального закона № 172-ФЗ), занижении плановых значений показателей, либо указывать на то, что показатели являются техническими и легкодостижимыми.

 

Ряд целевых показателей не соответствуют требованию постановления Правительства Иркутской области от 26.07.2013 № 282-пп, согласно которому в перечень целевых показателей ГП подлежат включению показатели, значения которых рассчитываются по методикам, принятым международными организациями, либо определяются на основе данных государственного статистического наблюдения, либо рассчитываются по методикам, которые отражаются в приложении к ГП.

 

По отдельным госпрограммам установлено отсутствие синхронизации результатов региональных проектов с целевыми показателями госпрограмм, что не позволяет осуществлять оперативный мониторинг и своевременный контроль за ходом исполнения и достижения результатов региональных проектов (например, по ГП «Социальная поддержка населения», ГП «Развитие здравоохранения»).

 

Заключение о результатах экспертизы сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Иркутской области по итогам 2022 года направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и в Правительство Иркутской области.

 

Правительству Иркутской области, министерству экономического развития и промышленности Иркутской области, ответственным исполнителям государственных программ в рамках своих полномочий рекомендовано:

 

  • повысить ответственность должностных лиц за достижением целевых показателей;
  •  

  • скорректировать состав целевых показателей, заменив легкодостижимые технические показатели на общественно значимые показатели, отражающие изменения для жизни граждан;
  •  

  • принять меры по совершенствованию Порядка оценки эффективности реализации государственных программ.