Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в статью 13 Закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» (ПЗ-1250)

10.10.2023

 

Законопроектом предлагается внести в Закон Иркутской области от 22.10.2013 № 74-ОЗ «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» (далее – Закон области № 74-ОЗ) ряд изменений.

 

  • Предусматривается увеличение нормативов отчислений доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее — УСН), в бюджеты муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов с 30 % до 50 % от объема доходов по данному виду налога, подлежащего зачислению с территории соответствующих муниципальных районов (городских округов, муниципальных округов) в консолидированный бюджет Иркутской области.
  •  

  • Предлагается установить нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов, муниципальных округов) от транспортного налога в размере 30 % от объема доходов по данному виду налога, подлежащего зачислению с территории соответствующего муниципального района (городского округа, муниципального округа) в консолидированный бюджет области.

 

По итогам экспертизы КСП области отмечено следующее.

 

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, по нормативу 100 процентов подлежат зачислению в региональный бюджет.

 

Анализ регионального законодательства субъектов Российской Федерации показал, что нормативы отчислений в местные бюджеты по УСН установлены в 67 регионах из 89 (75 %). При этом размер единого норматива варьируется в широком диапазоне от 100 % в 13 регионах (Мурманская, Калужская, Ленинградская области, Республика Алтай и др.) до 2 % (Тамбовская и Рязанская области). Нормативы установлены преимущественно для городских округов и муниципальных районов.

 

Действующей редакцией Закона области № 74-ОЗ единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов установлены в размере 30 %. Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317) на 01.09.2023 плановый объем поступлений по данному налогу в консолидированный бюджет Иркутской области на 2023 год составляет 13 735,7 млн. р.

 

В случае увеличения нормативов отчислений по УСН в бюджеты городских округов до 50 %, недополученные доходы областного бюджета расчетно составят около 2 747 млн. р.

 

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджет Иркутской области транспортный налог подлежит зачислению по нормативу 100 %.

 

Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317) на 01.09.2023 объем поступлений по данному налогу в областной бюджет на 2023 год планируется в размере 2 952,5 млн. р. В случае закрепления единых нормативов отчислений от транспортного налога в местные бюджеты (30 %) недополученные доходы областного бюджета расчетно составят около 886 млн. р.

 

Практика других субъектов Российской Федерации свидетельствует, что отчисления от транспортного налога в местные бюджеты предусмотрены в 12 регионах из 89 (13 %), при этом налог закрепляется как за городскими округами, муниципальными районами и муниципальными округами, так и за городскими (в 4 субъектах) и сельскими поселениями (в 2 субъектах). Размер единого норматива отчислений составляет от 5 % (Кемеровская область-Кузбасс) до 100% (Пермский край, Ростовская область, Саратовская область, Сахалинская область).

 

В случае принятия Законопроекта, предусматривающего изменение нормативов отчислений по УСН и установление нормативов отчислений в местные бюджеты от транспортного налога, общий объем недополученных доходов областного бюджета в 2024 году может составить около 3 633 млн. р.

 

По результатам проведенной экспертизы КСП области предложено при рассмотрении Законопроекта Законодательным Собранием Иркутской области учесть обозначенный объем выпадающих доходов областного бюджета.