Информация по результатам проведенной экспертизы проектов государственных программ Иркутской области на 2024-2030 годы

18.10.2023

 

Контрольно-счетной палатой Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 07.07.2011 № 55-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Иркутской области», в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований» проведена экспертиза проектов государственных программ Иркутской области (далее – Проект ГП, проект госпрограммы, проект госпрограммы).

 

При подготовке заключения учитывались нормы постановления Правительства области от 31.08.2023 № 767-пп «О порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, а также признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области и отдельных положений постановлений Правительства Иркутской области» (далее – Положение № 767-пп, Порядок № 767-пп), Приказа Минэкономразвития России от 17.08.2021 № 500 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», Указа Губернатора Иркутской области от 10.01.2022 № 5-уг «Об организации проектной деятельности в Иркутской области».

 

Данный предварительный анализ государственных программ проведен по основным позициям направлений, более детальный анализ будет осуществлен в ходе проведения экспертизы областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

 

Общий объем финансового обеспечения за счет всех источников проектов госпрограмм на 2024 год предлагается утвердить в сумме 337 188 314,1 тыс. р., в т. ч. областной бюджет – 250 960 855,8 тыс. р., федеральный бюджет – 36 515 697,3 тыс. р., местные бюджеты – 3 757 185,6 тыс. р., иные источники – 45 954 575,3 тыс. р. (см. таблицу).

 

За счет областного и федерального бюджетов финансовое обеспечение госпрограмм на 2024 год предусмотрено в сумме 287 476 553,1 тыс. р., что на 1 180 440,3 тыс. р. меньше уровня 2023 года (сводная бюджетная роспись по состоянию на 01.10.2023 – 288 656 993,4 тыс. р.).

 

КСП области отмечено, что большая часть поступивших на экспертизу проектов госпрограмм имеют замечания, в том числе по установлению целевых показателей, не содержат в своем составе порядки (правила) предоставления субсидий юридическим лицам и межбюджетных трансфертов местным бюджетам, решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, и т.д.

 

Показатели и их значения по ряду государственных программ не согласуются со Стратегией социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года, утвержденной Законом Иркутской области от 10.01.2022 № 15-ОЗ (далее – Стратегия СЭР) и планом ее реализации, как в меньшую, так и в большую сторону.

 

В нарушение пункта 21 Порядка № 767-пп по 10 из 25 проектов госпрограмм ответственными исполнителями не обеспечено проведение публичного обсуждения, на официальном сайте не размещались извещения и проекты госпрограмм («Туризм и индустрия гостеприимства»; «Развитие физической культуры и спорта»; «Цифровое развитие, связь и телекоммуникации»; «Доступное жилье»; «Развитие транспортного комплекса Иркутской области»; «Развитие дорожного хозяйства»; «Обеспечение комплексного пространственного и территориального развития Иркутской области»; «Развитие и управление имущественным комплексом и земельными ресурсами Иркутской области»; «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области»; «Труд и занятость»). По проектам госпрограмм, по которым организована процедура публичного обсуждения, должным образом не была обеспечена ее информационная открытость: отсутствовала информация в новостных лентах Правительства области, министерств; проекты ряда госпрограмм были размещены таким образом, что не позволяло обычным пользователям быстро осуществить их поиск и принять участие в обсуждении. Ряд министерств провели публичные обсуждения проектов госпрограмм до утверждения 31.08.2023 Порядка № 767-пп.

 

В нарушение п. 25 Порядка № 767-пп паспорта комплексов процессных мероприятий и планы их реализации сформированы в отсутствие Методических рекомендаций, утвержденных нормативным правовым актом министерства экономического развития и промышленности Иркутской области (на дату проведения экспертизы не принят).

 

В представленных проектах госпрограмм отсутствует единый подход к наименованиям программ, часть из них содержит период действия («Развитие образования» на 2024-2030 годы», «Труд и занятость» на 2024-2030 годы, « Развитие культуры» на 2024-2030 годы, и др.), в некоторых программах в наименовании срок не указывается («Туризм и индустрия гостеприимства», «Цифровое развитие, связь и телекоммуникации», «Молодежная политика», и др.).

 

Не все из представленных проектов ГП имеют цели, отвечающие требованиям Положения № 767-пп. Например, цель ГП «Труд и занятость» отражает лишь часть мероприятий, реализуемых в рамках ГП (не учтены содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и другие мероприятия).

 

В ходе проведения экспертизы проектов госпрограмм отмечены также недостатки и пробелы правового регулирования вопросов формирования госпрограмм.