Информация о результатах экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» (ПЗ-1285)

27.12.2023

 

Законопроектом, инициированным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области Алексеевым А.Л., предлагается внести изменения в часть 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 08.10.2007 № 75-оз «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон о налоге на имущество организаций), освободив от уплаты налога организации, которые осуществляют деятельность в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении объектов водоснабжения и (или) водоотведения, строительство, реконструкция которых выполнены полностью либо частично за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, и учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств после 31.12.2023.

 

В ходе экспертизы Законопроекта КСП области отмечено, что предлагаемое правовое регулирование находится в пределах полномочий Законодательного Собрания Иркутской области в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, одновременно обращено внимание на следующее.

 

Законопроектом предлагается установить налоговую льготу в отношении объектов водоснабжения и (или) водоотведения, строительство, реконструкция которых выполнены полностью либо частично за счет средств областного и местных бюджетов. Так, например, в соответствии с Законом Иркутской области от 20.12.2023 № 161-03 «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий в сфере водоснабжения и водоотведения в рамках двух региональных проектов: «Чистая вода» (491 668,0 тыс. р.) и «Сохранение озера Байкал» (836 503,9 тыс. р.), реализуемых в рамках государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2024 год.

 

Объекты, созданные за счет бюджетных инвестиций, источниками финансирования которых являлись, в том числе средства областного бюджета, в силу положений Гражданского кодекса РФ в порядке управления муниципальной собственностью передаются в оперативное управление, хозяйственное ведение или в концессию хозяйствующим субъектам (ресурсоснабжающим организациям). Достоверными и полными сведениями об объектах водоснабжения и (или) водоотведения, строительство, реконструкция которых выполнены полностью либо частично за счет средств иных бюджетов бюджетной системы РФ, КСП области не располагает. Указанные сведения также не представлены министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области по запросу КСП области о количестве организаций, отвечающих предусмотренным Законопроектом критериям, кадастровой стоимости объектов водоснабжения и (или) водоотведения, строительство, реконструкция которых выполнены полностью либо частично за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, и учитываемых на балансе организации в качестве объектов основных средств после 31.12.2023, по причине ее отсутствия. Такие данные не могут быть получены за отсутствием официальной статистической отчетности. Финансово-экономическое обоснование к Законопроекту, предусмотренное ч. 2 ст. 36 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», также не приложено.

 

Согласно информации Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области сведения об уплаченном налоге на имущество организаций в отношении объектов водоснабжения и (или) водоотведения отсутствуют, поскольку в налоговой декларации налогоплательщиком отражаются налоговая база и начисление налога в целом по имуществу, признаваемому объектом налогообложения, уплата налога по объектам не предусмотрена.

 

Законопроектом от налога освобождаются все организации, у которых после 31.12.2023 на балансе в качестве объектов основных средств будут учитываться объекты водоснабжения и (или) водоотведения, строительство, реконструкция которых выполнены полностью либо частично за счет бюджетных средств, независимо от срока их строительства (реконструкции). В отсутствие финансово-экономического обоснования к Законопроекту, сведений УФНС об уплаченном налоге на имущество организаций в отношении объектов водоснабжения и (или) водоотведения, перечня объектов, строительство и реконструкция которых осуществлена, осуществляется (будет осуществляться), за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, оценить объем выпадающих доходов областного бюджета не представилось возможным.

 

Также КСП области указала на необходимость проведения оценки предлагаемых льгот на предмет соответствия критериям целесообразности и результативности налоговых расходов субъекта Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2019 № 903-пп «Об определении Порядка обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов Иркутской области и осуществления оценки налоговых расходов Иркутской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области».