Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-декабрь 2023 года», проведенного на основании пункта 23 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год

13.03.2024

 

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее – ТФОМС, или Территориальный фонд).

 

Основные выводы по результатам оперативного анализа исполнения
бюджета ТФОМС за январь-декабрь 2023 года

 

За январь-декабрь 2023 года доходы бюджета ТФОМС исполнены на 101 %, при годовом плане 55 006 820,9 тыс. р. поступило 55 567 589,7 тыс. р. Рост доходов к уровню 2022 года (52 153 564,1 тыс. р.) составил 6,5 %.

 

Основным доходным источником являлась субвенция из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС, или Федеральный фонд), поступившая в объеме 54 191 977,6 тыс. р., удельный вес которой в общем объеме доходов составил 97,5 %.

 

Отмечен рост неналоговых доходов, из запланированных 228 243,3 тыс. р. получено 284 732,4 тыс. р. (или больше на 24,7 %), что обусловлено в основном увеличением объема поступлений от применения к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (232 119,8 тыс. р.).

 

За январь-декабрь 2023 года расходы бюджета ТФОМС исполнены в объеме
56 498 266,7 тыс. р., или на 97,4 % от утвержденных сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований (58 004 278,8 тыс. р.). Рост расходов к уровню 2022 года
(51 935 487 тыс. р.) составил 8,8 %. Основная часть расходов (93,9 %) направлена на выполнение Территориальной программы ОМС на 2023 год.

 

Расходы на выполнение Территориальной программы ОМС на 2023 год составили 53 052 984,8 тыс. р., или 98,6 % от ее утвержденной стоимости (53 780 417). По сравнению с предыдущим 2022 годом (48 848 725,6 тыс. р.) отмечен рост в размере 8,6 %.

 

Из них расходы за счет дополнительно поступившего межбюджетного трансферта из средств нормированного страхового запаса ФФОМС на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2023 году (для сохранения в 2023 году целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597), исполнены на 100 %
(597 869,6 тыс. р.).

 

Остаток неиспользованной субвенции в объеме 1 334 674,5 тыс. р. возвращен в бюджет ФФОМС и после подтверждения ТФОМС потребности на 2024 год возвращен
29 января 2024 года в бюджет ТФОМС для использования на те же цели. Образование остатка обусловлено в основном необходимостью завершения расчетов за оказанную в декабре 2023 года медицинскую помощь.

 

За январь-декабрь 2023 года расходы на организацию дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретение и проведение ремонта медицинского оборудования составили 259 147 тыс. р., или 92 % от годовых назначений (281 600,5 тыс. р.).

 

За счет указанных средств обучен 1 медицинский работник на сумму 13 тыс. р.; проведен ремонт 1 аппарата рентгеновского цифрового на сумму 1 520 тыс. р.; перечислены средства 16 медицинским организациям на приобретение 32 единиц медицинского оборудования на общую сумму 257 614 тыс. р. (из них 203 533,5 тыс. р. – направлено на оплату 27 ед. оборудования в 2023 году; 54 080,5 тыс. р. – остаток на счетах учреждений, который будет направлен в 2024 году на оплату 5 ед. оборудования по контрактам 2023 года).

 

Расходы за 2023 год исполнены в неполном объеме по следующим мероприятиям:

 

  • осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения – 338,3 тыс. р., или 70,7 % от годовых назначений (478,7 тыс. р.). Согласно отчету об использовании указанных средств на 01.01.2024, впервые выявлено 178 случаев онкологических заболеваний 37 медицинскими организациями, из них 86 случаев у лиц в возрасте от 18 до 64 лет и 92 случая – у лиц 65 лет и старше;
  •  

  • софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 135 377,1 тыс. р., или 63,2 % от годовых назначений (214 114,9 тыс. р.). Согласно отчету об использовании указанных средств, средства направлены 58 медицинским организациям, по которым, в целом по состоянию на 01.01.2024, наблюдается отрицательный прирост численности врачей на 209 человек (принято 866 чел. и уволено 1 075 чел.) и среднего медицинского персонала на 107 человек (принято 2 416 чел. и уволено 2 523 чел.).

 

Неиспользованные средства по данным мероприятиям возвращены в бюджет ФФОМС.

 

За 2023 год среднесписочная численность работников, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, составила 41 524 чел., в том числе в государственных учреждениях – 39 450 чел., в частных организациях – 2 074 чел. (для сравнения: в 2022 году – 43 276 чел., в том числе в государственных учреждениях – 41 082 чел., в частных учреждениях – 2 194 чел.).

 

В государственных учреждениях среднесписочная численность работающих в системе ОМС врачей составила 6 371 чел., среднего медицинского персонала – 16 414 чел., младшего медицинского персонала – 1 632 чел. По сравнению с 2022 годом она сократилась по врачам на 262 чел., по среднему медицинскому персоналу – на 702 чел., по младшему медицинскому персоналу – на 130 чел.

 

Среднемесячная заработная плата в государственных учреждениях за счет средств ОМС за 2023 год по врачам составила 109,4 тыс. р., среднему медицинскому персоналу – 54,6 тыс. р., младшему медицинскому персоналу – 50,8 тыс. р., по сравнению с предыдущим 2022 годом она выросла по всем категориям медицинских работников (за 2022 год – соответственно 93 тыс. р., 46,6 тыс. р., 44,2 тыс. р.).

 

Фонд начисленной заработной платы за счет средств ОМС за 2023 год вырос на 10,9 % и составил 28 969 951,6 тыс. р., при этом в государственных учреждениях он вырос на 11,2 %, или на 2 826 528,6 тыс. р.; в частных учреждениях – на 2,9 %, или на 28 195,7 тыс. р.

 

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.