Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию региональных проектов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2023 году», проведенного на основании пункта 4 раздела II плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год

10.04.2024

 

Объекты контрольного мероприятия: министерство экономического развития и промышленности Иркутской области, фонд поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес», микрокредитная компания «Фонд микрокредитования Иркутской области».

 

Основные выводы

 

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) может осуществляться путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий по обязательствам СМСП.

 

На всестороннее улучшение предпринимательского климата в России направлен Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

 

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку СМСП предоставляются в рамках 3-х федеральных проектов: «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» и «Акселерация СМСП».

 

Анализ объемов предоставления субсидий из федерального бюджета за период 2021-2024 гг. субъектам РФ, входящим в состав СФО, свидетельствует о том, что общий объем федеральной помощи имеет тенденцию к снижению. Если в 2022 году общий объем субсидий из федерального бюджета на поддержку СМСП, зарегистрированных на территории СФО составлял 2,6 млрд руб., в 2023 году – 2,2 млрд руб., то на 2024 год запланировано лишь 847,1 млн руб.

 

Лидером по объему средств, полученных из федерального бюджета в 2023 году, среди субъектов СФО стал Алтайский край (666 млн руб.), значительные объемы получили Республика Алтай (312 млн руб.), Новосибирская (305 млн руб.) и Омская (309 млн руб.) области. Иркутская область ежегодно получала субсидии, объем которых менялся незначительно: от 156 млн руб. в 2021 году до 165 млн руб. в 2023 году.

 

Проведенный анализ показал, что в 2023 году субъекты РФ в составе СФО не только осуществляли софинансирование федеральных субсидий, а также расходовали собственные бюджетные средства на развитие среднего и малого предпринимательства.

 

В 2023 году общий объем бюджетных ассигнований на поддержку СМСП, предусмотренный законами о бюджетах субъектов СФО, запланирован в сумме 4,1 млрд руб. Наиболее высокий уровень финансирования из регионального бюджета наблюдается в Алтайском крае (690 млн руб.) и Красноярском крае (388 млн руб.). В Иркутской области – 99 млн руб.

 

Для оказания комплексных услуг во всех регионах СФО создана доступная инфраструктура поддержки МСП. Она ориентирована на помощь предпринимателям в открытии и развитии своего дела. В ее состав входят центры поддержки предпринимательства «Мой бизнес», микрофинансовые организации, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.

 

В рамках ФП «Акселерация СМСП» в 2023 году из федерального бюджета выделялись средства на экспортную поддержку СМСП. В 2023 году из 10 регионов СФО только 1 субъект (республика Хакасия) не получал средства федерального бюджета на эти цели. По объему экспортной поддержки Иркутская область занимает второе место в СФО (первое место у Омской области).

 

В целях финансирования проектов по созданию технопарков бюджетные ассигнования предусмотрены в 2023 году в трех регионах СФО: Алтайский край – 505 млн руб., республика Алтай – 253 млн руб., республика Хакасия — 5,0 млн руб.

 

За счет средств федерального бюджета в рамках ФП «Легкий старт» в 2023 году субъекты СФО в полном составе предоставили финансовую поддержку в виде грантов СМСП, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) СМСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, на общую сумму 333 млн руб.

 

Кроме того, в 2023 году субъекты СФО предоставляли субсидии и гранты за счет средств региональных бюджетов без участия федеральных средств.

 

Распространенной мерой поддержки СМСП из региональных бюджетов является предоставление СМСП субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства. Субсидии предоставлялись в 4-х регионах СФО: наибольший объем субсидий выдан в Алтайском крае – 388 млн руб., в Новосибирской и Омской областях — по 50 млн руб., в республике Алтай – 43 млн руб.

 

В 3-х регионах СФО предусмотрены субсидии муниципальным бюджетам на поддержку СМСП на общую сумму 154 млн руб.: Красноярский край — 80 млн руб., Томская область – 53 млн руб., Новосибирская область – 21 млн руб.

 

В 2-х субъектах СФО в 2023 году предоставлялись гранты на реализацию проектов в приоритетных сферах экономики на общую сумму 140 млн руб.: в Красноярском крае – 120 млн руб., в Алтайском крае — 20 млн руб.

 

Иркутская область по количеству и объему предоставляемых субсидий и грантов находится на предпоследнем месте (последнее место занимает республика Тыва). В 2023 году в Иркутской области предоставлялся один вид грантов — гранты СМСП, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) СМСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет, на общую сумму 13,5 млн руб.

 

В результате проведенного анализа установлено, что безусловным лидером по объему и количеству предоставляемых мер государственной поддержки в рамках Нацпроекта в СФО в 2023 году является Алтайский край, в краевом бюджете которого предусмотрены средства на поддержку СМСП в сумме 1 356 млн руб., которые расходовались по 9 направлениям. Далее следуют: Красноярский край (485 млн руб. по 8 направлениям), Новосибирская (475 млн руб. по 7 направлениям) и Омская области (462 млн руб. по 6 направлениям). Иркутская область по итогам 2023 года находится на 7-ом месте в СФО по объему господдержки СМСП – 264 млн руб., что соответствует уровню Томской и Кемеровской областей, при этом занимает в СФО предпоследнее место по объему предоставления СМСП субсидий и грантов.

 
 

В 2023 году по сравнению с 2022 годом наблюдается незначительный рост количества СМСП, действующих на территории СФО. В целом по СФО рост составил 3,6% по Иркутской области – 3,3%. Наибольшее количество СМСП действует на территории Новосибирской области (149 тыс. субъектов), Красноярского края (111 тыс. субъектов) и Иркутской области (88 тыс. субъектов).

 

Также наблюдается рост количества вновь созданных СМСП: в целом по СФО увеличение составило 8,3%, по Иркутской области — 13,3%. Кроме того, в 2023 году выросла численность работников СМСП в расчете на 1 СМСП: в целом по СФО показатель вырос на 99,9 % до 6,5 чел. на 1 субъект МСП, по Иркутской области – на 101,9 % до 6,3 чел. на 1 субъект МСП.

 

Значительно выросло и количество самозанятых граждан. В СФО — на 77,5 % до 908,5 тыс. человек, по Иркутской области — на 54,3% до 123,8 тыс. человек.

 
 

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на поддержку и развитие МСП в Иркутской области предусмотрено в рамках одноименной Подпрограммы Госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

 

Законом о бюджете бюджетные ассигнования на реализацию Подпрограммы на 2023 год предусмотрены в объеме 264 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета (субсидии) в объеме 165 млн руб.

 

Реализация мероприятий Подпрограммы в 2023 году осуществлялась министерством экономического развития и промышленности Иркутской области (Министерство) и Фондом поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой Бизнес» (Центр «Мой Бизнес»).

 
 

Министерством в проверяемом периоде предоставлялись гранты в форме субсидий СМСП, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) СМСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно. Объем финансового обеспечения данного мероприятия предусмотрен в сумме 13,5 млн руб., из которых 13 млн руб. — средства федерального бюджета.

 

В 2023 году Министерством проведен конкурсный отбор, средства областного бюджета в октябре 2023 года распределены между 27 победителями. В 2022 году гранты предоставлены 26 СМСП на общую сумму 13 млн руб.

 

Большая часть грантов выделена на аренду нежилых помещений, аренду и (или) приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели), а также на приобретение основных средств (за исключением зданий, сооружений, земельных участков, автомобилей).

 

По состоянию на 01.01.2023 остаток дебиторской задолженности (не подтвержденные расходы) по предоставленным в 2022 году грантам составил – 741 тыс. руб.

 
 

Реализацию остальных мероприятий Подпрограммы, направленных на поддержку и развитие МСП, в 2023 году осуществлял Центр «Мой Бизнес». В этих целях из областного бюджета Центру предусмотрено предоставление субсидий по трем региональным проектам на общую сумму 244 млн руб.

 

Кроме того, по состоянию на 1 января 2023 года у Центра «Мой бизнес» сформировались остатки средств субсидий, неиспользованных в 2022 году в общей сумме 58 млн руб., из которых Министерством согласовано использование остатка в сумме 36 млн руб. в срок до 30 марта 2023 года.

 

КСП области отмечает, что ежегодно у Центра «Мой бизнес» формируются остатки субсидий прошлого года, которые направляются на обеспечение достижения результатов, установленных региональными проектами на текущий год.

 

Таким образом, общий объем бюджетных средств, переданных Центру «Мой бизнес» Министерством в 2023 году, составил 302 млн руб., из которых 71 млн руб. предусмотрен на обеспечение деятельности Центра «Мой бизнес».

 

К основным направлениям расходов на реализацию мероприятий можно отнести: расходы на проведение конференций, совещаний, семинаров (16 млн руб.), комплексные услуги субъектам СМСП (22 млн руб.), содействие в продвижении и популяризации продукции СМСП и самозанятых граждан, в т. ч. участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях (20 млн руб.), организация коллективных стендов на ярмарках (21 млн руб.), проведение обучающих мероприятий, мастер-классов, тренингов (16 млн руб.) и т. д.

 

Анализ получателей поддержки в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД) показал, что за 2023 год поддержку получили 4 449 СМСП. Наибольшая доля получателей поддержки приходится на виды экономической деятельности «Торговля оптовая и розничная…» — 31 % и «Обрабатывающие производства» — 19 %.

 

Наибольшее количество услуг оказано в виде комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг.

 
 

По состоянию на 1 января 2023 года размер ответственности Центра «Мой бизнес» по выданным поручительствам составлял 2,8 млрд руб., за 2023 год выдано поручительств на сумму 2 млрд руб., на 1 января 2024 года размер ответственности Центра «Мой бизнес» с учетом текущего погашения обязательств СМСП (1,5 млрд руб.) составил 3,2 млрд руб.

 

В связи с неисполнением заемщиками своих обязательств перед банками у Центра «Мой бизнес» возникает необходимость исполнения обязательств перед партнерами по заключенным договорам поручительства. В целях финансового обеспечения затрат по исполнению обязательств Центру в 2023 году предоставлена субсидия в размере 32,5 млн руб. Выплаты на исполнение обязательств по поручительствам в 2023 году составили 15,1 млн руб., остаток неиспользованных средств субсидии – 17,4 млн руб.

 

Анализ договоров поручительства, заключенных Центром «Мой бизнес», показал, что в основном целями займов были любые цели, связанные с предпринимательской деятельностью.

 

Ответственность Центра «Мой бизнес» по поручительствам составляла от 50 до 70% от суммы обязательств заемщика. Проверкой установлено, что в отдельных случаях залоговое имущество не обеспечивало сумму поручительства

 

Выборочный анализ договоров, заключаемых Центром «Мой бизнес» с исполнителями в целях реализации мероприятий регпроектов по оказанию поддержки СМСП выявил ряд нарушений и недостатков.

 

Так, например, установлены случаи заключения договоров в отсутствие реального финансирования, направление Центром «Мой бизнес» заявок на предоставление услуг исполнителю, с которым еще не заключены договоры на оказание услуг.

 

Выявлены случаи изготовления сувенирной и (или) полиграфической продукции, без нанесения логотипа или прочих отличительных особенностей получателя поддержки, что не способствует популяризации продукции (товаров, работ, услуг) получателей поддержки.

 
 

С целью проведения оценки востребованности и информационной открытости комплексных услуг, оказываемых субъектам МСП Центром «Мой Бизнес» КСП области было проведено обследование путем наблюдения за проведением представителем Центра «Мой Бизнес» консультаций различных категорий СМСП, заинтересованных в получении мер государственной поддержки.

 

Для участия в обследовании были приглашены различные категории СМСП (физические лица, планирующее начать собственный бизнес, самозанятый и предприниматели). Основными результатами проведенных консультаций стали:

 

1) Из перечня услуг, предложенных Центром «Мой бизнес» наиболее востребовано получение льготных микрозаймов под поручительство гарантийного фонда, промышленная ипотека, рекламные услуги (продвижение), обучающие мероприятия («Азбука предпринимателя»). В то же время начинающий предприниматель и самозанятый отметили, что не могут выполнить требование о предоставлении залога имущества, так как многие молодые предприниматели покупают жилье и автомобиль в кредит. Выходом из сложившейся информации могло бы быть предоставление беззалоговых микрозаймов на небольшие суммы либо предоставление в залог имущества, приобретаемого на средства микрозайма.

 

2) Консультации, проведенные директором Центра «Мой бизнес» оценены заявителями как удовлетворительные и полезные, в то время как первичные консультации, оказываемые сотрудниками Центра, недостаточно эффективны. Например, ООО «Эковтор» в августе 2023 года, в результате отказа в оказании мер государственной поддержки по формальному признаку (отсутствие в регистрационных документах у организации соответствующего ОКВЭД) было вынуждено обратиться в коммерческий банк за получением кредита на покупку оборудования по переработке пластика под 18 % годовых, при том что в случае получения необходимого ОКВЭД организация имеет право на получение льготного микрозайма под 6,25 %.

 

3) Все приглашенные СМСП отметили неинформативность сайта https://mb38.ru/, плохую навигацию, отсутствие перекрестных ссылок на полезные ресурсы и сайты организаций, образующих инфраструктуру государственной поддержки СМСП (нет ссылок на сайты мойбизнес.рф, Фонда развития промышленности, Фонда президентских грантов, Фонда содействия инновациям, инвестиционного портала Иркутской области, Фонда микрокредитования Иркутской области), отсутствие информации о проведении бесплатного обучающего курса «Азбука предпринимателя».

 

4) В ходе обследования представители малого бизнеса отметили недостаточную цифровизацию услуг центра в целом.

 

Анализ официального сайта Центра «Мой бизнес», проведенный КСП области с точки зрения выполнения данной региональной организацией функций «одного окна» при обращении предпринимателей за получением мер государственной поддержки, также выявил ряд недостатков. Так, например, на сайте отсутствуют функция поиска, информация о мерах поддержки социальных предпринимателей, информация о возможности получения предпринимателями субсидий, грантов из областного бюджета на развитие бизнеса, налоговых льгот, нет ссылок на сайты органов государственной власти Иркутской области, предоставляющих предпринимателям такие меры поддержки.

 

Информация о мерах поддержки предпринимателей не структурирована по их категориям. Несмотря на наличие отдельных разделов для каждой категории СМСП, в них размещена одинаковая информация.

 

В разделе «Меры финансовой поддержки» отсутствует информация об условиях предоставления льготных микрозаймов, процентных ставках по ним, не размещена ссылка на официальный сайт Фонда микрокредитования Иркутской области.

 

КСП области проведен анализ официальных сайтов центров «Мой бизнес» в других регионах. В качестве положительной практики КСП области отмечает информативность, структурированность и качественное наполнение сайтов: Краснодарского края; Томской области; г. Санкт-Петербурга; Республики Бурятия.

 
 

В ходе контрольного мероприятия были оценены результаты деятельности Фонда микрокредитования области. Остаток собственных средств Фонда по состоянию на 01.01.2023 составлял 1 133,9 млн руб., в 2023 году докапитализация Фонда за счет средств областного или федерального бюджета не осуществлялась.

 

На протяжении 3-х лет в Фонде наблюдается устойчивая динамика роста валюты баланса, что является позитивной тенденцией и свидетельствует о повышении имущественного потенциала Фонда и обеспечивает возможность наращивания объемов деятельности по микрокредитованию.

 

Минимальная сумма микрозайма, предоставляемого СМСП Фондом, составляет 50 тыс. руб., максимальная сумма — 5 000 тыс. руб., самозанятым — 500 тыс. руб. Максимальный срок предоставления микрозайма составляет 36 месяцев. В качестве обеспечения исполнения обязательств может выступать залог имущества и (или) поручительства.

 

Несмотря на рост объема выданных займов в целом, в составе портфеля выданных микрозаймов в 2023 году по сравнению с 2022 годом наблюдается структурные изменения: наибольший удельный вес заняли займы на развитие деятельности в сфере предоставления бытовых, медицинских, консалтинговых и иных услуг (29%), в то время как на 35% снизилась доля микрозаймов на развитие производства, ранее составлявших треть заемного портфеля Фонда

 

В 2023 году в сравнении с 2022 годом объем микрозаймов, выданных в рамках регионального проекта «Акселерация СМСП», увеличился на 20% и составил 956 млн руб. (361 микрозайм). Наиболее значительный рост объема выданных микрозаймов отмечается по категории «начинающие предприниматели и предприниматели, действующие менее 2-х лет» — на 87% и самозанятые — на 66 %.

 

По направлению «Развитие фонда микрокредитования в целях ускоренного развития СМСП в моногородах» объем микрозаймов, выданных СМСП, зарегистрированным на территории моногородов Иркутской области, вырос на 24 % и составил 80 млн руб.

 

По направлению «Поддержка СМСП и самозанятых граждан» сумма предоставленных займов составила 876 млн руб., наиболее востребованы микрозаймы в размере до 1 млн руб. (91 ед. или 27 %). Наибольшее количество микрозаймов составляют трехлетние займы — 211 ед. или 63 % от общего количества займов

 

В 2023 году линейка финансовых продуктов Фонда неоднократно менялась, количество финансовых продуктов Фонда снизилось до 12 видов, исключены 4 вида микрозаймов.

 

Согласно представленному Фондом расчету риск портфеля с просрочкой более 30 дней по состоянию на 31.12.2023, указанный показатель составил 2,26 %, что ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года (3,40 %). По показателю «Доля реструктурированных займов» также наблюдается динамика снижения (с 9,29% до 4,12%).

 

По состоянию на 31.12.2023 числится 30 СМСП, по которым ведутся судебные процессы. Объем задолженности, заявленной в судах, составляет 46,8 млн руб. Объем просроченной неурегулированной задолженности заемщиков перед Фондом оставляет 23 млн руб. В реестр судебных дел включены 9 СМСП, заключивших соглашения о реструктуризации задолженности на общую сумму 17,8 млн руб.

 
 

Анализ достижения значений показателей (результатов) региональных проектов, входящих в Подпрограмму и НП «Предпринимательство» по данным Электронного бюджета показал, что показатели региональных проектов достигнуты со значительным превышением плановых значений.

 

Центром «Мой бизнес» результаты использования субсидии, в основном, уже были достигнуты по состоянию на 01.10.2023, по состоянию на 01.01.2024 имеются результаты перевыполненные почти в 2 раза.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.

 

В Правительство Иркутской области направлено информационное письмо.