Ксения Корень: Система контроля и ее эффективность напрямую зависят от наличия системы учета, ее полноты и степени охвата

15.05.2018

Комиссия по контрольной деятельности Законодательного Собрания под руководством Геннадия Нестеровича 15 мая 2018 года рассмотрела результаты проверки законного, эффективного (экономного и результативного) использования средств областного бюджета, предоставленных министерством сельского хозяйства Иркутской области на реализацию инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется с 2016 года, в форме капитальных вложений в 2016-2017 годах.
 
Как сообщила аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ксения Корень, по данным министерства сельского хозяйства Иркутской области на государственную поддержку сельскохозяйственного производства непосредственным получателям в 2017 году из средств областного и федерального бюджетов направлено 2 858,36 млн. рублей, в том числе на реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие сельского хозяйства, из средств областного бюджета выделено 502,3 млн. рублей.
 
Средства из бюджета региона предоставляются заявителям в соответствии с документом стратегического планирования — государственной программой Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 — 2020 годы.
 
С учетом риск-ориентированного подхода в контрольном мероприятии основное внимание уделено инвестиционным проектам по производству молока и мясному скотоводству. В проверяемом периоде средства областного бюджета предоставляются в целях возмещения произведенных затрат. Между тем, исходя из прогнозной оценки ресурсного обеспечения Подпрограммы, в 2016 году средствами областного бюджета покрывалось 100 % затрат заявителей в случае приобретения сельскохозяйственных животных, 28,9 % затрат – в случае приобретения сельхозтехники. Удельный вес затрат, финансируемых за счет собственных средств заявителей, запланирован в размере 0 % затрат в случае приобретения животных и 71,1 % затрат – в случае приобретения техники. Данный факт указывает на некорректность прогнозной оценки ресурсного обеспечения Подпрограммы на 2016 года.
 
Областные инвестиционные проекты 2016 года реализуются через выполнение двух основных мероприятий в целях решения двух одноименных задач, достижения 17-ти целевых показателей. В 2016 году достигнуты значения 10 плановых показателей, в 2017 году – 12 показателей.
 
В ходе выступления аудитор отметила конструктивное взаимодействие с министерством сельского хозяйства Иркутской области. Так, еще в ходе контрольного мероприятия, по итогам рассмотрения акта КСП области министерством выставлено требование ООО «Тугутуйское» о возврате субсидии в связи с нарушением обязательства не продавать или не отчуждать иным способом имущество, затраты на приобретение которого возмещены за счет субсидии из областного бюджета, в течение пяти лет с момента его приобретения. Как показала проверка, из приобретенных в 2016 году 122 голов товарного молодняка было реализовано 25 бычков. После получения требования сельхозтоваропроизводителем осуществлен возврат 125 тыс. рублей. Кроме того, в отношении получателя субсидии составлен протокол о привлечении к административной ответственности.
 
КСП области, подводя итоги проведенной проверки, пришла к выводу о наличии ряда системных недостатков. В частности, отмечается требование о соблюдении «формальных» условий (таких как «создание новых рабочих мест»), объективно не отражающих состояние поддерживаемых государством направлений, наличие избыточных условий предоставления субсидий, выполнение которых идет в разрез целям и задачам государственной поддержки животноводства (запрет на пятилетнее отчуждение).
 
Кроме того, по мнению КСП области, внедрение системы идентификации (чипирования) сельскохозяйственных животных позволит до минимума свести риски злоупотреблений при использовании средств государственной поддержки, получить оперативную информацию для принятия адекватных и необходимых мер в целях повышения эффективности предоставляемой государственной поддержки. Система контроля и ее эффективность напрямую зависят от наличия системы учета, ее полноты и степени охвата.
 
Также отмечено, что во избежание рисков предоставления субсидий по «фиктивным» договорам КСП области рекомендует предусмотреть как одно из условий ее предоставления подтверждение прав собственности продавца по договорам купли-продажи, часть стоимость которых субсидируется за счет средств областного бюджета.