Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ расходования денежных средств, предусмотренных в бюджете Иркутской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за январь-декабрь 2022 года»

 
1. Вопрос обеспечения детей-сирот жилыми помещениями стоит на особом контроле Президента РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ.
Проведенный анализ распределения численности детей-сирот в разрезе федеральных округов показал, что наибольшая их доля приходится на Сибирский федеральный округ: 24,7 % от общей численности или 71 596 человек. Наибольшее количество детей-сирот, включенных в список в Сибирском федеральном округе, проживают в Иркутской области (20,6%). Необходимо отметить, что общая численность детей-сирот, зарегистрированных на территории Иркутской области, является самой высокой среди всех субъектов РФ. По данным Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) по состоянию на декабрь 2022 года из 54 103 человек из числа детей-сирот, зарегистрированных в СФО и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, 10 956 человек (20,3%) проживают в Иркутской области.
Согласно информации Минсоцразвития в Иркутской области численность нуждающихся по состоянию на 01.01.2023 составила 14 730 человек. При этом в составе нуждающихся числятся 10 215 детей-сирот в возрасте старше 18 лет, которые обратились с заявлениями о предоставлении жилого помещения (из них 4 512 детей-сирот в возрасте старше 23 лет).
 
2. Основной причиной несвоевременного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями является несоразмерное с численностью нуждающихся финансирование на эти цели. Кроме этого, к числу причин можно отнести внесенные в 2019 году изменения в федеральное и областное законодательство в части введения ограничения по приобретению (строительству) не более 25 % квартир для детей-сирот в одном многоквартирном доме, отсутствие в достаточных объемах предложений как первичного, так и вторичного жилья и пр.
 
3. В рамках Поэтапной программы ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, включенных в списки нуждающихся на 01.01.2020 необходимый общий объем финансирования по обеспечению 10 794 детей-сирот жилыми помещениями до 2025 года составляет более 23 млрд. р.
 
4. На формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области в 2022 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1 263 519,9 тыс. р., из которых 738 994,9 тыс. р. предусмотрены на реализацию Соглашения с Минстроем России. В рамках Подпрограммы Иркутская область обязуется в 2022 году приобрести в собственность для предоставления детям-сиротам 475 жилых помещений.
 
5. За 2022 год Минимуществом заключено 447 государственных контрактов на приобретение 447 жилых помещений на общую сумму 1 217 548,0 тыс. р. или 96,4% от объема доведенных ЛБО, кассовые расходы составили 1 198 815,8 тыс. р. Объем не принятых бюджетных обязательств по итогам года составил 45 878,6 тыс. р. или 3,6 % от объема доведенных ЛБО.
 
6. Всего за 2022 год жилыми помещениями обеспечено 412 человек из 535 запланированных, из которых 12 человек заселены в высвободившийся жилищный фонд (в связи со смертью нанимателей), 86 человек — по государственным контрактам 2021 года, 314 человек — по государственным контрактам 2022 года. По состоянию на 01.01.2023 по государственным контрактам 2022 года законтрактовано еще 133 жилых помещения.
 
7. С 2021 года в соответствии с Указом Губернатора области № 128-уг, Законом области №135-ОЗ на территории региона установлена новая мера социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, получателями которой являются граждане, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, проживающие на территории Иркутской области, осуществляющие трудовую деятельность и имеющие детей.
Для реализации данной меры в 2022 году предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1 239 054,3 тыс. р. (в 4,8 раз больше, чем в 2021 году), за счет которых за 2022 год предоставлены социальные выплаты 453 гражданам из числа детей сирот на общую сумму 1 238 679,8 тыс. р.
 
8. С 2022 года в рамках Подпрограммы предусмотрено мероприятие по строительству жилых помещений для детей-сирот с ресурсным обеспечением в объеме 446 561,2 тыс. р. Законом о бюджете и сводной бюджетной росписью бюджетные ассигнования на реализацию данного мероприятия увеличены до 560 459,2 тыс. р.
 
В рамках мероприятия запланировано строительство 34 домов на 124 квартиры в 5 муниципальных образованиях, ввод всех объектов в эксплуатацию был предусмотрен в декабре 2022 года.
 
С целью реализации основного мероприятия ОГКУ «Единый заказчик Иркутской области» заключены пять государственных контрактов на общую сумму 431 222,4 тыс. р., оплачены авансы в сумме 388 010,2 тыс. р. (90% от цены контрактов).
 
В ноябре 2022 года работы по всем контрактам приостановлены в связи изменением предметов контрактов: строительство блокированных домов изменено на строительство индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов, необходимостью прохождения государственной экспертизы проектной документации и получения заключений о соответствии построенных объектов требованиям проектной документации в судебном порядке.
 
Кроме того, согласно информации Минстроя области в ходе реализации мероприятий по строительству жилых помещений сметная стоимость строительства в связи с увеличением расходов, в т. ч. на техническое подключение к инженерным сетям, благоустройство территории возросла еще на 113,9 млн. р. Дополнительная потребность будет обеспечена по результатам проверки на предмет достоверности определения сметной стоимости в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
 
Ввод всех объектов в эксплуатацию и передача их в областную собственность планируется Минстроем области в период с 1 апреля до 1 мая 2023 года.
 
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.