Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения местных бюджетов городских округов, муниципальных районов, поселений, а также состояние бюджетов муниципальных образований за январь-март 2023 года»

 
1. По состоянию на 01.04.2023 исполнение местных бюджетов составило по доходам – 27 167 373,1 тыс. р. (18,1%) при плане 150 077 092,4 тыс. р.; по расходам – 27 245 831,1 тыс. р. (16,9%) при плане 160 993 412,8 тыс. р.; дефицит сформировался в сумме 78 458,0 тыс. р. при плане 5 061 808,9 тыс. р.
 
2. Поступление доходов местных бюджетов за 1 квартал 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось незначительно, на сумму 515 541,3 тыс. р. (на 1,9%). При этом расходы местных бюджетов увеличились более чем на 22% или на 5 065 664,3 тыс. р. в абсолютном выражении. По состоянию на 01.04.2023 местные бюджеты исполнены с дефицитом в сумме 78 458,0 тыс. р., за аналогичный период прошлого года — с профицитом в сумме 4 471 665,1 тыс. р.
 
3. По отдельным муниципальным образованиям за январь-март 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается сокращение поступлений по доходам: г.о. Свирск – 15 543,0 тыс. р. (9,0%), г.о. Черемхово – на 37 292,0 тыс. р. (7,0%), г.о. Ангарск – 26 352,0 тыс. р. (2,0%), МО г. Бодайбо и района – на 15 653,0 тыс. р. (4,0%) и др.
 
4. По состоянию на 01.04.2023 налоговые и неналоговые доходы исполнены в объеме 8 817 373,0 тыс. р. или 19,8 % от утвержденных назначений (44 573 581,5 тыс. р.).
Поступление налоговых и неналоговых доходов за 1 квартал 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года уменьшилось на 413 232,0 тыс. р. или 4,5 %. Отмечено существенное уменьшение поступлений налога на доходы физических лиц — на 757 317,8 тыс. р. (13,4%). Поступления по налогам на совокупный доход также сократились по сравнению с прошлым годом на 176 243,9 тыс. р. (16,5%), земельный налог — на 128 508,5 тыс. р. (24,9%), налог на имущество физических лиц — на 39 478,7 тыс. р. (78,0%).
 
5. Исполнение по безвозмездным поступлениям за 1 квартал 2023 года составило 18 350 000,1 тыс. р. или 17,4 % от утвержденных назначений (105 503 510,9 тыс. р.). По состоянию на 01.04.2023 безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы исполнены в сумме 18 292 463,4 тыс. р. при плане 104 506 781,6 тыс. р. (17,5 %).
 
6. Безвозмездные поступления за январь-март 2023 года увеличились по сравнению с показателями за аналогичный период 2022 года на сумму 928 773,2 тыс. р. (на 5,3%), в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ увеличились на сумму 802 348,2 тыс. р. (на 4,6%).
 
7. Практически по всем видам безвозмездных поступлений (за исключением субвенций) за январь-март 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение: дотации — на сумму 700 190,5 тыс. р. (59%), субсидии — на 985 408,9 тыс. р. (35,8%), иные МБТ — на 308 071,8 тыс. р. (91,5%). Субвенции по состоянию на 01.04.2023 поступили в местные бюджеты в объеме 12 026 212,5 тыс. р., в 2022 году – 13 217 535,2 тыс. р., т.е. меньше на 1 191 323,0 тыс. р. или на 9,0%.
 
8. Расходы местных бюджетов за 1 квартал 2023 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 5 065 664,3 тыс. р. или на 22,8%. При этом значительно возросли расходы (в % отношении) по разделам классификации расходов бюджетов: «Национальная экономика» (в 2,1 раза), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 37,%). По отдельным разделам наблюдается их сокращение: «Социальная политика» (на 24,7%), «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (на 45,2%).
 
9. Расходы по содержанию органов местного самоуправления за январь-март 2023 года составили 3 282 324,7 тыс. р., что на 359 149,1 тыс. р. (12,3%) больше чем за 1 квартал 2022 года. Фонд оплаты труда муниципальных органов по состоянию на 01.04.2023 сложился в сумме 2 274 364,4 тыс. р., что на 500 505,5 тыс. р. (28,8%) больше расходов на ФОТ за январь-март 2022 года.
 
10. Расходы на поддержку дорожного хозяйства предусмотрены на 2023 год в сумме 6 350 883,5 тыс. р., исполнено на 01.04.2023 – 628 316,2 тыс. р., или 9,9% от утвержденных назначений. Более 44% от общего объема расходов на поддержку дорожного хозяйства предусмотрено в 2023 году на капитальный ремонт и ремонт сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений (утверждено – 2 803 838,1 тыс. р., исполнено на 01.04.2023 — 42 623,1 тыс. р.). На содержание сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений предусмотрены расходы в сумме 2 185 568,1 тыс. р., или 34%, исполнение по итогам 1 квартала составило 554 674,0 тыс. р.
 
11. Расходы дорожных фондов предусмотрены на 2023 год в сумме 7 723 868,2 тыс. р., исполнены на 01.04.2023 в сумме 774 984,9 тыс. р. или 10,0% к плану. Более 44% от общего объема расходов дорожного фонда планируется в 2023 году направить на капитальный ремонт и ремонт сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений (утверждено – 3 388 623,0 тыс. р., исполнено на 01.04.2023 — 58 023,6 тыс. р.). На содержание сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений расходы на 2023 год предусмотрены в сумме 2 197 556,3 тыс. р. или 29%, исполнены на 01.04.2023 в сумме 359 895,4 тыс. р.
 
12. Капитальные вложения местных бюджетов предусмотрены на 2023 год в сумме 31 360 139,7 тыс. р., исполнены на 01.04.2023 в сумме 2 470 025,5 тыс. р. или 7,9% от утвержденных назначений.
 
13. Объем просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по состоянию на 01.04.2023 составил 290 860,2 тыс. р. Просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг, по выплате заработной платы и платежам во внебюджетные страховые фонды на 01.04.2023 отсутствует.
Объем просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по состоянию на 01.04.2023 больше аналогичного показателя за 2022 год на сумму 128 344,1 тыс. р. или 79,0%. Существенное увеличение задолженности наблюдается в бюджетах муниципальных районов (увеличение в 3,8 раза) и бюджетах городских поселений (увеличение в 2,2 раза).
 
14. В 2023 году по Иркутской области средний уровень бюджетной обеспеченности составил 0,664. Наибольший уровень сложился в г. Иркутске (2,079), минимальный — в Баяндаевском районе(0,163).
 
15. Объем долга муниципальных образований Иркутской области по состоянию на 01.04.2023 составил 6 603 875,0 тыс. р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (январь-март 2022 года) объем долга снизился незначительно, на 100 062,9 тыс. р. (1,5%).
В сравнении с объемом долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов Сибирского федерального округа, Иркутская область занимает 5-е место, после Новосибирской области (22 048,7 млн. р.), Кемеровской области-Кузбасс (11 546,6 млн. р.), Красноярского края (9 340,4 млн. р.), Омской области (7 633,5 млн. р.).
 
16. По состоянию на 01.04.2023 структуру муниципального долга Иркутской области составили: кредиты кредитных организаций (3 349,6 млн. р.), муниципальные гарантии (48,5 млн. р.), бюджетные кредиты (3 205,8 млн. р.).
 
17. Иркутская область занимает 1-е место по объему муниципальных гарантий (48,5 млн. р.), что составляет 86,8% от общего объема муниципальных гарантий в целом по СФО (55,9 млн. р.). Наличие муниципальных гарантий в незначительных объемах отмечено в Алтайском крае (2,3 млн. р.), Красноярском крае (3,3 млн. р.), Томской области (1,9 млн. р.). В иных субъектах РФ, входящих в состав СФО, муниципальные гарантии отсутствуют.
По сравнению с объемом муниципальных гарантий за 1 квартал 2023 года их объем увеличился на сумму 4,5 млн. р. и составил 48,5 млн. р. Муниципальные гарантии предоставлены в МО: Шелеховское городское поселение – 13,5 млн. р., Киренское городское поселение – 35,0 млн. р.
 
18. По результатам исследования вопроса наличия муниципальных гарантий в муниципальных образованиях Иркутской области установлено несоблюдение требований бюджетного законодательства (п. 4 ст. 115.2 Бюджетного кодекса РФ). В частности, в решении представительного органа Шелеховского г.п. о бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов отсутствуют бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий. Кроме того, в текстовых статьях решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) не указан объем ассигнований на исполнение муниципальных гарантий по возможным гарантийным случаям.
 
Отчет направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.