Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-март 2023 года»

 
1. За январь-март 2023 года доходы бюджета ТФОМС исполнены на 24,8 %, при годовом плане 55 006 820,9 тыс. р. поступило 13 646 968,1 тыс. р. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступившая в объеме 13 547 994,3 тыс. р. (или 25 % от годовых назначений), удельный вес которой в общем объеме доходов составил 99,3 %.
 
2. На 01.04.2023 показатели уточненной сводной бюджетной росписи по расходам превысили на 2 382 427,6 тыс. р. показатели, утвержденные Законом о бюджете ТФОМС на 2023 год. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществлено в соответствии со ст. 6 Закона о бюджете ТФОМС и обусловлено включением остатков неиспользованных средств 2022 года в сумме 2 167 839,5 тыс. р. и распределением на 2023 год иных межбюджетных трансфертов в соответствии с распоряжениями Правительства РФ на общую сумму 214 588 тыс. р. (из них на формирования нормированного страхового запаса ТФОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 214 114,9 тыс. р., на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров – 473,1 тыс. р.).
 
3. Расходы бюджета ТФОМС за январь-март 2023 года составили 12 641 889,1 тыс. р., или 22 % от утвержденных сводной бюджетной росписью годовых бюджетных назначений (57 389 248,5 тыс. р.).
Из них средства в объеме 12 559 414,6 тыс. р. (или 99,3 %) направлены на организацию обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области, в том числе:
2 118 337,6 тыс. р. – на оплату оказанной в декабре 2022 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2022 года, возвращенного ФФОМС в январе 2023 года на те же цели;
163 393,6 тыс. р. – на возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами Иркутской области.
 
4. На софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала за январь-март 2023 года направлено 12 869,8 тыс. р. с учетом возвратов средств медицинскими организациями, что составляет 6 % от годовых назначений (214 114,9 тыс. р.).
Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в первом квартале 2023 года составили 26,9 тыс. р. с учетом возвратов средств медицинскими организациями, что составляет 5,6 % от годовых назначений (478,7 тыс. р. с учетом остатка 2022 года в объеме 5,6 тыс. р., возвращенного ФФОМС в 2023 году на те же цели).
В связи с распределением из бюджета ФФОМС иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение указанных расходов бюджета ТФОМС КСП области рекомендует Минздраву области совместно с Территориальным фондом принять необходимые меры по внесению соответствующих изменений в государственную программу Иркутской области «Развитие здравоохранения».
 
5. В первом квартале 2023 года не осуществлялись расходы на реализацию мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Согласно уточненной 31.03.2023 сводной бюджетной росписи бюджета ТФОМС на реализацию данных мероприятий предусмотрено 264 439,7 тыс. р., из них 49 496,4 тыс. р. – за счет остатков 2022 года. План мероприятий на 2023 год, утвержденный Минздравом области 23.03.2023, предусматривает приобретение 4 единиц медицинского оборудования для 2 медицинских организаций (ГБУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница и ОГБУЗ «Усольская городская больница») на общую сумму
16 157 тыс. р. Бюджетные ассигнования в объеме 248 282,7 тыс. р. (93,9 %), предусмотренные на реализацию данного мероприятия, не распределены.
На начало 2023 года средства нормированного страхового запаса, предоставленные ТФОМС медицинским организациям в 2022 году в рамках реализации Плана мероприятий 2022 года, в полном объеме не использованы тремя медицинскими организациями. Остаток средств на 01.01.2023, образовавшийся на лицевых счетах указанных организаций, составил 255 787,4 тыс. р., который в 2023 году направлен:
— в объеме 179 192,8 тыс. р. поставщикам для оплаты 9 ед. медицинского оборудования, поставленного в 1 квартале 2023 года по заключенным в 2022 году контрактам;
— в объеме 5 985,7 тыс. р. в бюджет ТФОМС в связи с расторжением контракта на поставку аппарата УЗИ с набором датчиков по решению ГБУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница по причине поставки оборудования с характеристиками, не соответствующими условиям контракта.
Оставшиеся средства в объеме 70 608,9 тыс. р. планируется направить на оплату 13 ед. медицинского оборудования, поставка которых ожидается до 31.05.2023, по заключенным в 2022 году контрактам.
 
6. Объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, с начала года увеличился на 2 166,7 млн. р. (на 01.01.2023 – 1 210,8 млн. р., на 01.04.2023 – 3 377,5 млн. р.). Просроченная кредиторская задолженность на начало 2023 года у областных государственных учреждений отсутствовала, на 01.04.2023 задолженность имелась у областного государственного учреждения (ОГАУЗ «Ангарская городская больница») в размере 35,3 млн. р.
 
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.