Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «Об исполнении областного бюджета за 2022 год» (№ ПЗ-1196)

 
1. Законопроект и иные документы и материалы, представленные одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета за 2022 год, соответствуют положениям ст. 264.6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 40 Закона № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области».
 
2. В 2022 году областной бюджет исполнялся в условиях замедления темпов экономического развития, роста цен на потребительские товары, адаптации экономики и финансовой сферы к санкциям, изменения структуры производства и внешней торговли.
По отдельным социально-экономическим показателям темпы роста были ниже, чем предусматривал прогноз социально-экономического развития области, использованный при формировании областного бюджета на 2022 год и плановый период по базовому варианту. Индекс промышленного производства при прогнозе 104,0%, фактически составил 102,1%. Сводный индекс потребительских цен сложился на уровне 115,7% при прогнозе 103,8%.
В целом темп промышленного производства в 2022 году имеет положительную динамику к уровню 2021 года (102,1%). При этом наблюдается отрицательная динамика по объему строительных работ (91,9%); производству молока (99,9%); обороту розничной торговли (95,5%). Объем платных услуг населению за 2022 год к уровню 2021 года составил 106,9%, сводный индекс потребительских цен – 115,7%.
 
3. Исполнение основных параметров областного бюджета по состоянию 01.01.2023 составило: по доходам – 276 662 973,8 тыс. р., из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ, в сумме 62 264 402,0 тыс. р.; по расходам – 266 119 975,0 тыс. р.; профицит – 10 542 998,8 тыс. р.
 
4. Расходы за 2022 год исполнены в сумме 266 119 975,0 тыс. р., или 97,7% к показателям, утвержденным Законом о бюджете, 96,1% к СБР. Объем неисполненных бюджетных назначений составил 10 777 672,3 тыс. р. (3,9%) к СБР.
 
5. Исполнение госпрограмм (21) на 01.01.2023 составило 264 341 518,8 тыс. р., или 96,1% к утвержденному объему 275 073 111,6 тыс. р., не исполнено – 10 731 592,8 тыс. р.
 
6. В 2022 году из 43 региональных проектов исполнение по 16 региональным проектам осуществлено на уровне 67,2-99,9%.
Наименьшее исполнение отмечается по РП «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» — 67,2%, РП «Современная школа» — 68,5%, РП «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» — 41,9%.
 
7. Государственный долг Иркутской области по состоянию на 01.01.2023 составил 19 212 563,7 тыс. р. (увеличение к аналогичному периоду прошлого года на 34,6%).
 
8. Резервный фонда Правительства Иркутской области исполнен на 01.01.2023 в сумме 897 494,7 тыс. р., нераспределенный остаток – 602 505,3 тыс. р. Расходы средств резервного фонда осуществлялись двумя ГРБС: 801 612,5 тыс. р. — министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 95 882,2 тыс. р. — министерством имущественных отношений Иркутской области.
 
9. Исполнение бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области по состоянию на 01.01.2023 составило 20 289 543,5 тыс. р., или 95% от плановых назначений; остаток — 1 077 266,7 тыс. р.
 
10. В материалах к Законопроекту Иркутской области «Об исполнении областного бюджета за 2022 год» (№ ПЗ-1196), в «Отчете об исполнении прогнозируемых доходов областного бюджета за 2022 год (приложение 4 к Закону Иркутской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»)» по строке «Итого доходов» отражен неверный процент исполнения по доходам — «140%» вместо «110%», в связи с чем, требуется корректировка данного показателя.
 
11. Представленный к внешней проверке годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2022 год сформирован с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.
Вместе тем, отмечены отдельные недостатки и замечания.
 
11.1. Установлено наличие дебиторской задолженности по расчетам по налогу на доходы физических лиц (переплата) по состоянию на 01.01.2023 в сумме 1 537,1 тыс. р., что указывает на нарушение п. п. 3, 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ, согласно которым удержание начисленной суммы налога осуществляется непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
 
11.2. По данным формы ф. 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» на начало 2022 года числился 361 объект на сумму 22 811,9 млн. р., на конец года – 366 объектов на сумму 21 896,8 млн. р.
Анализ данных указанной формы показал, что часть объектов уже потеряла свою актуальность.
На конец 2022 года приостановлено (прекращено) строительство по 164 объектам, на которые затрачено 4 657,4 млн. р. К примеру, по Минстрою числится 8 объектов незавершенного строительства, подлежащих списанию на сумму 178 138,9 тыс. р.; по Минтрансу — 18 объектов, на сумму 152 126,7 тыс. р.
Списание данных объектов учета невозможно ввиду отсутствия на региональном уровне соответствующего порядка принятия решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального и некапитального строительства государственной собственности Иркутской области.
Если до 2021 года Минстроем данный порядок не разрабатывался ввиду отсутствия аналогичного правового акта на федеральном уровне, то после принятия федерального порядка, согласно информации Минстроя соответствующий проект постановления с 2021 года до настоящего времени проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными органами исполнительной власти и дорабатывается.
Поручением Президента Российской Федерации еще в 2015 году Правительству РФ и высшим должностным лицам субъектов РФ была поставлена задача по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
В Иркутской области количество объектов незавершенного строительства не снижается, более того, если в 2020 году приостановлено строительство по 8 объектам, то в 2021 году — уже по 27 объектам, в 2022 году — по 21 объекту (данные ф. 0503190).
Комплексный подход к снижению количества и объемов незавершенного строительства Правительством Иркутской области не обеспечен и, в первую очередь, не обеспечено надлежащее правовое регулирование по решению данной проблемы.
До настоящего времени не определены органы государственной власти области, ответственные за разработку и реализацию мер, направленных на снижение объемов незавершенного строительства в регионе; уполномоченные на учет таких объектов и ведение реестра. Кроме этого, не утвержден порядок учета объектов незавершенного строительства (в том числе вложений в объекты недвижимого имущества) и ведения реестра таких объектов.
Отсутствие реестра объектов незавершенного строительства, а также действующие подходы к формированию бюджетных инвестиций на очередной финансовый год являются препятствием при принятии взвешенных управленческих решений по оценке возможности завершения начатых строительством объектов и вовлечению объектов незавершенного строительства в хозяйственный оборот и допускают возможность принятия решений о строительстве новых объектов, аналогичных тем, по которым строительство не закончено и не обеспечено финансированием в очередном финансовом году.
 
11.3. Установлены факты направления средств субсидии на выполнение государственного задания на цели, не соответствующие целям ее предоставления в сумме 1 062,9 тыс. р. на оплату НДС (ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»).
 
11.4. Осуществлено заимствование субсидии на выполнение государственного задания на выплату заработной платы работникам учреждений, источником финансирования которой являлись собственные доходы учреждения, без дальнейшего восстановления в сумме 25 906,6 тыс. р., субсидия направлена на цели, не соответствующие целям ее предоставления (ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»).
 
11.5. Не осуществлена передача затрат в объеме произведенных капитальных вложений балансодержателю объекта основных средств (ГБУЗ «Областной онкологический диспансер»), в отношении которого был осуществлен капитальный ремонт объекта здравоохранения и фактически завершен в 2017 году на сумму 131 784,2 тыс. р., что подтверждается данными баланса Минстроя по счету 106.00 «Вложения в нефинансовые активы».
 
11.6. В отдельных случаях пояснительная записка к годовой бюджетной отчетности ГАБС не содержит информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую организационную структуру, результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период и не нашедшую отражения в таблицах и приложениях.
 
12. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП области указывают на имеющие недостатки при планировании и использовании бюджетных средств, свидетельствуют о наличии резервов повышения эффективности их расходования.
В числе недостатков можно отметить следующие.
 
12.1. Некачественное планирование главными распорядителями бюджетных средств расходов на реализацию мероприятий, приводящее к образованию на конец года остатков бюджетных средств.
Например, по ГП «Социальная поддержка населения» при запланированных бюджетных ассигнованиях в объеме 4 615,7 тыс. р. для возмещения затрат по воспитанию и обучению 236 детей-инвалидов на дому (компенсация) исполнение составило 65% от плановых значений с образованием остатков 1 635 тыс. р. По этой же ГП в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан (65 998 чел.) при утвержденных ассигнованиях в объеме 606 968,4 тыс. р. исполнение составило 76% от плановых значений с образованием остатков 114 190,2 тыс. р.
По ГП «Развитие образования» на проведение капитальных ремонтов спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций первоначально на 2022 год запланированы ассигнования в объеме 61 000 тыс. р., без учета потребности, которая на этапе принятия областного бюджета не была определена. В дальнейшем, при корректировке областного бюджета в июне 2022 года это привело к необходимости уменьшения ассигнований до 13 600 тыс. р. по итогам отбора муниципальных образований, которые фактически были освоены в объеме 10 248,5 тыс. р.
По ГП «Развитие здравоохранение» просчеты Минздрава области при планировании и распределении средств РП «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и позднее проведение закупок лекарственных препаратов повлекло образование остатка неиспользованных средств в сумме 6 387,9 тыс. р., из них 6 132,4 тыс. р. возвращены в федеральный бюджет.
В рамках ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» по ОМ «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» (ГРБС – Минстрой) остаток бюджетных ассигнований составил 199 252,8 тыс. р., в том числе сложившийся после принятия решения об исключении капитального ремонта автомобильной дороги Черемхово-Голуметь — Онот в связи с недостаточностью средств на его проведение.
 
12.2. В результате несвоевременного и не в полном объеме принятия бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов по итогам года образуются остатки неиспользованных средств, в том числе предоставленных из федерального бюджета.
Например, по ПП «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот…» ГП «Доступное жилье» Минимуществом не приняты бюджетные обязательства по приобретению специализированного жилья для детей-сирот в сумме 45 878,6 тыс. р. или 3,6 % от объема доведенных лимитов (1 263 426,6 тыс. р.), из них 25 136,5 тыс. р. – средства федерального бюджета.
При этом ст. 18 Закона о бюджете на 2022 год предусмотрена необходимость заключения государственных контрактов на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Иркутской области на объем доведенных лимитов в срок не позднее 100 календарных дней со дня их доведения.
 
12.3. Ненадлежащее исполнение бюджетных полномочий главными распорядителями и получателями бюджетных средств в части обеспечения результативности использования бюджетных средств приводило к неосвоению выделенных средств, дополнительным расходам областного бюджета, недостижению целевых показателей ГП.
Например, в рамках ПП «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот…» при строительстве жилых помещений для детей-сирот вместо домов блокированного типа строились дома, относящиеся к многоквартирной жилой застройке, что требовало проведения государственного строительного надзора, который не осуществлялся. В результате ненадлежащего контроля получателя бюджетных средств – заказчика (ОГКУ «Единый заказчик Иркутской области») и главного распорядителя (Минстрой) за проектированием и строительством, ввод всех объектов в эксплуатацию перенесен минимум на год, дети-сироты, стоящие в очереди 5 и более лет, не обеспечены жилыми помещениями, а за счет средств областного бюджета в 2023 году уже предусмотрены дополнительные расходы в сумме 5 409 тыс. р., необходимые для проведения судебной строительно-технической экспертизы построенных жилых помещений для установления соответствия построенных объектов требованиям проектной документации в судебном порядке.
При реализации ГП «Развитие здравоохранение» неоперативные действия Минздрава области по перераспределению средств экономии, образовавшейся в результате проведения закупок конкурентным способом, приводили к неосвоению средств и возврату их в соответствующий бюджет. К примеру, средства экономии в сумме 16 700,8 тыс. р., образовавшейся по мероприятиям РП «Модернизация первичного звена здравоохранения» (приобретение и монтаж модульных конструкций, приобретение автомобильного транспорта, проведение капитального ремонта объектов здравоохранения) перемещены в сводной бюджетной росписи на мероприятие по приобретению медицинского оборудования только 17.11.2022, не использованы и возвращены в федеральный бюджет в сумме 15 830,7 тыс. р. и областной бюджет в сумме 780,1 тыс. р.
Несвоевременное принятие мер Минстроем области и ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» при реализации мероприятий по строительству объектов здравоохранения приводило к неосвоению средств, неэффективному их использованию.
К примеру, несвоевременное решение вопроса по изменению условий наружного водоснабжения по объекту строительства «Шелеховская участковая больница ОГБУЗ «Тайшетская районная больница», в том числе изменению проектной документации и технического задания, привело к невозможности завершения строительства указанного объекта и ввода его в эксплуатацию в сроки, установленные Соглашением с Минздравом России (30.11.2022), неосвоению средств в объеме 57 963,8 тыс. р. (из них 20 724,6 тыс. р. возвращено в федеральный бюджет).
 
12.4. По итогам 2022 года образовалась значительная дебиторская задолженность в связи невозвратом подрядчиками авансов по контрактам, расторгнутым заказчиками в одностороннем порядке по причине невыполнения работ.
Например, при реализации ГП «Развитие здравоохранение» ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» по контракту от 22.06.2022 на подготовку проектной документации и выполнение работ по реконструкции здания врачебной амбулатории в п. Тельма ОГБУЗ «Усольская городская больница» перечислило подрядчику ООО «Ново-Строй» аванс в размере 73 646 тыс. р. По причине невыполнения работ в установленный срок по решению заказчика контракт расторгнут, по взысканию аванса 15.05.2023 направлено исковое заявление в Арбитражный суд Иркутской области.
По ГП «Социальная поддержка населения» при осуществлении капитального ремонта очистных сооружений ОГБУ РЦ «Сосновая горка» в с. Самара Зиминского района Иркутской области с целью восстановления степени очистки сточных вод до нормативных показателей ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» перечислен аванс подрядчику ООО «ГАРАНТМОНТАЖСТРОЙ» по контракту от 07.10.2022. Однако к выполнению работ подрядчик не приступил, заказчиком принято решение о расторжении контракта и истребовании суммы аванса.
 
Показатели отчета об исполнении областного бюджета за 2022 год по основным параметрам подтверждаются данными годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
 
В целом, Законопроект соответствует нормам бюджетного законодательства РФ и Иркутской области, показателям годового отчета об исполнении бюджета.
 
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.