Информация по результатам подготовленного заключения на отчет Правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью за 2022 год

 
1. Отчет Правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью за 2022 год представлен в Законодательное Собрание Иркутской области с соблюдением установленного срока, в целом содержит все предусмотренные требованиями сведения.
В 2021 году в целях повышения эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом распоряжением Правительства РФ № 2645-р была утверждена методика определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им.
Учитывая рекомендации, установленные в указанном Распоряжении, а также тенденции по унификации отчетности, КСП области дважды рекомендовала Правительству Иркутской области учесть требования методики и внести соответствующие изменения в Закон №123-ОЗ в части отражения сведений и показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества, включаемых в Отчет Правительства Иркутской области о распоряжении областной государственной собственностью.
Кроме того, Законом Иркутской области от 12.02.2021 № 8-ОЗ были внесены изменения в приложение к Закону №123-ОЗ, которыми были изменены подходы к расчету отдельных показателей, однако Отчет подготовлен без учета внесенных изменений.
 
2. В ходе проведенного анализа Отчета за 2022 год, КСП области отмечает ряд концептуальных проблем, связанных с распоряжением областной государственной собственностью, совершенствованием земельных отношений.
 
2.1. Низкие темпы передачи в собственность поселений и городских округов автомобильных дорог местного значения для осуществления ими своих полномочий по решению вопросов местного значения, влекущие принятие ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» с нарушением норм Бюджетного кодекса РФ бюджетных обязательств на осуществление полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов РФ.
 
2.2. Отсутствие в Иркутской области надлежащего нормативного правового регулирования отношений, связанных с правомерностью приобретения за счет средств областного бюджета имущества, не предназначенного для реализации полномочий органов государственной власти области и подведомственных им учреждений, и передачей такого имущества в муниципальную собственность.
 
2.3. Не устранены пробелы правового регулирования в Иркутской области отношений в части создания территориальных подразделений исполнительных органов государственной власти с наделением их правами юридического лица.
 
2.4. Отсутствие системной, межведомственной работы по сохранности и восстановлению объектов культурного наследия, влекущее их разрушение и утрату. До настоящего времени не решен вопрос о разработке государственной программы Иркутской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, направленной на реализацию мероприятий по обеспечению сохранности всех объектов культурного наследия регионального значения.
 
2.5. Не обеспечен комплексный подход к снижению количества и объемов незавершенного строительства, в первую очередь, не обеспечено надлежащее правовое регулирование по решению данной проблемы. До настоящего времени не определен орган, уполномоченный на учет объектов незавершенного строительства и ведение реестра таких объектов, не утвержден порядок учета объектов незавершенного строительства (в том числе вложений в объекты недвижимого имущества) и ведение реестра таких объектов. До настоящего времени не принят порядок принятия решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального и некапитального строительства государственной собственности Иркутской области (согласно информации министерства строительства Иркутской области, соответствующий проект постановления с 2021 года проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными органами исполнительной власти и дорабатывается).
 
2.6. До настоящего времени на территории региона не завершена работа по реализации поручения Президента РФ от 11.06.2016 №Пр-1138ГС (п. 2 з)) в части гармонизации ЕГРН и ГЛР, устранению реестровых ошибок, пересечений и наложений границ СНТ, ДНТ, поселков с границами лесного фонда, границами населенных пунктов.
Принимая во внимание, что Иркутская область занимает лидирующие позиции в России по площади земель лесного фонда , межведомственное взаимодействие между органами исполнительной власти (министерство лесного комплекса Иркутской области и Минимущества) с органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти (Рослесхоз, Росреестр и Федеральная кадастровая палата) для приведение фактических границ муниципальных образований налажено не на должном уровне.
Реализация комплекса мероприятий по устранению взаимоисключающих сведений о принадлежности земельных участков позволит существенно повысить качество данных, содержащихся в ЕГРН, путем вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости, позволит упростить процедуру поиска и предоставления земельных участков, обеспечит эффективность предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций, связанных с развитием территорий и объектов на них, а также позволит повысить доходную часть местных бюджетов от имущественных налогов и сборов.
 
2.7. Минимущество области, являясь исполнительным органом государственной власти Иркутской области и осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, исполняет ряд функций, не соответствующих цели создания министерства, его наименованию и характеру деятельности, в том числе функции в сфере территориальной и гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также функций по формированию специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот.
 
2.8. Согласно ежегодным отчетам Правительства Иркутской области о распоряжении областной государственной собственностью одной из ключевых проблем является высокая степень физического износа и неудовлетворительное состояние областного государственного имущества, и, как следствие, использование имущества иных форм собственности на условиях аренды, что влечет увеличение расходов бюджета Иркутской области. КСП области при проведении экспертиз законов о бюджете ежегодно отмечает, что бюджетные ассигнования на проведение капитальных ремонтов объектов государственной собственности, находящихся в оперативном управлении ОГКУ «Фонд имущества» и ГКУ «ЦКО Губернатора и Правительства Иркутской области» предусматриваются в недостаточном объеме, обоснованная потребность в финансовых ресурсах обеспечивается не более чем на 50%.
 
3. Проведенный комплексный анализ системы показателей оценки использования государственной собственности, позволяет сделать следующие выводы.
 
3.1. Высокая степень износа объектов государственной собственности, переданных в оперативное управление областным государственным учреждениям, при низких темпах воспроизводства основных фондов является основанием для увеличения средств, выделяемых на обновление материально-технической базы.
 
3.2. Аналогичные выводы касаются имущества, переданного на праве хозяйственного ведения областным государственным предприятиям. Качественное улучшение производственных мощностей необходимо, в первую очередь, для предприятий с высокой степенью вовлеченности в решение государственных задач, в процесс реализации государственных нужд.
 
3.3. Сокращение доходов областного бюджета в виде дивидендов, начисленных на пакеты акций (доли) хозяйственных обществ, низкий уровень вовлеченности обществ в процесс реализации государственных нужд, неучастие в реализации государственных программ Иркутской области свидетельствует о необходимости продолжения работы по реализации пакетов акций (доли) таких хозяйственных обществ.
 
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.