Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «Об уменьшении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от продажи объектов недвижимого имущества на территории Иркутской области» (ПЗ-1142)

 

Законопроектом предлагается внести изменения, дополнив частью 2 следующего содержания:

 

«Уменьшить минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества до одного года в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц, являющихся налоговым резидентом Российской Федерации, за соответствующий налоговый период на территории Иркутской области, от продажи объектов недвижимого имущества (жилых помещений) на территории Иркутской области, предназначенных для последующего обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии со сведениями, направляемыми уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области, в целях предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Иркутской области.»

 

По мнению разработчика законопроекта, сокращение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества для физических лиц, при продаже органам власти для детей — сирот до одного года, будет способствовать увеличению рынка вторичного жилья и скорейшему восстановлению жилищных прав детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа.

 

В связи с  этим необходимо отметить следующее. В соответствии со ст.ст. 56, 61  БК РФ  доходы от налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ  по нормативу 85%, в местные бюджеты — 15%.

 

Законом  Иркутской области  от 12.12.2023 №112-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» запланировано поступление налога на доходы физических лиц: в 2023 году — 52 591 850,3 тыс. р., в 2024 году — 56 428 478,8 тыс. р., в 2025 году — 60 236 156,8 тыс. р.

 

Согласно Закону Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры предоставляется общей площадью 33 квадратных метра.

 

Приказом Минстроя России от 20.09.2022 № 773/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года для  Иркутской области в размере 92 484 р.

 

Таким образом,  при   приобретении жилых помещений средней стоимостью  3 051 972 р.  (33 х 92484) у лиц, срок владения объектом недвижимого имущества которых составляет от  одного года до трех лет, в бюджет не поступит налог на доходы физических лиц (доход от продажи имущества  по ставке 13%)  в размере 396 759,36 р. с каждого жилого помещения.

 

В 2023 году планируется приобрести  480  таких помещений,  максимальный объем средств, недополученных бюджетом в результате освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц,  максимально может составить 190 443 тыс. р.

 

Законопроект  подлежит рассмотрению с точки зрения целесообразности, возможности уменьшения доходной части областного бюджета  и при соблюдении требований Устава Иркутской области о наличии заключения Губернатора Иркутской области.

 

Также  предлагается рассмотреть вопрос о вступлении закона в силу с 1-го числа очередного налогового периода по  налогу на доходы физических  лиц, поскольку в силу ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.