Законопроектом предлагается ввести на территории Иркутской области дополнительную меру социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений с помощью ипотечного жилищного кредитования участникам специальной военной операции, проводимой с 24.02.2022, и семьям погибших участников специальной военной операции.
КСП области считает необходимым при определении в Законопроекте категории получателей социальной выплаты, предусмотреть их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Также полагает оправданным ограничить круг получателей выплаты проживающими на территории Иркутской области участниками специальной военной операции и членами их семей.
В Законопроекте не определен размер социальной выплаты и финансово-экономическое обоснование к проекту также не представлено.
Ссылка в Законопроекте на то, что размер предоставляемой социальной выплаты рассчитывается по формуле, определенной Правительством Иркутской области, не отвечает требованиям полноты и доступности понимания областных правовых актов. В связи с чем, КСП области предложено по аналогии с другими областными законами предусмотреть, что размер социальной выплаты определяется исходя из:
1) нормы площади жилого помещения в размере:
а) 33 м2 общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина;
б) 21 м2 общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек;
в) 18 м2 общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
2) показателя средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения по Иркутской области, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Так, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22.12.2022 № 1111/пр на I квартал 2023 года для Иркутской области утвержден показатель средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения в размере 95 044 р.
В пояснительной записке к проекту указано, что предполагается предоставлять социальную выплату на улучшение жилищных условий ставшим инвалидами участникам специальной военной операции или семьям погибших участников такой операции, на которых не распространяется действие Федерального закона № 377-ФЗ. В то же время, в тексте Законопроекта данное условие не нашло отражения.
КСП области сообщает, что исключение из числа получателей региональной выплаты лиц, воспользовавшихся правом прекращения обязательств по кредитному договору в соответствии с Федеральным законом №377-ФЗ, не будет отвечать принципу социальной справедливости, если они продолжают состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку реализация предусмотренных Законопроектом мер повлечет дополнительных расходы областного бюджета, КСП области обращает внимание, что в соответствии со ст. 83 БК РФ, такой закон должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
В настоящее время закон об областном бюджете ни на 2023 год, ни на плановый период 2024 и 2025 годов указанное увеличение не предусматривает.
Законопроект может быть рассмотрен с учетом возможностей областного бюджета.