Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области» (№ ПЗ – 1116)

 

Законопроект разработан в целях приведения отдельных положений Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 107-оз «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области» в соответствие с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 14.07.2022).

 

Так, предлагается установить дополнительные гарантии на обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем, в том числе для лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

 

Нормы и порядок обеспечения за счет средств областного бюджета или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем лиц (в том числе обучающихся и воспитывающихся за счет средств областного бюджета в специализированных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ), предложено устанавливать исполнительными органами государственной власти области, уполномоченными Правительством Иркутской области.

 

Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрена вариативность реализации мер поддержки: предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря в натуральной форме либо возмещение их полной стоимости.

 

Однако, предлагаемое признание утратившими силу статьей 13(2) – 13(4) Закона № 107-оз (устанавливают ежемесячную денежную выплату лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим обучение в общеобразовательных организациях, ее размер и порядок назначения, предоставления и прекращения) при отсутствии формулировок в проектируемой статье 7(1) о возможности возмещения полной стоимости питания, комплекта одежды и т.д., по мнению КСП, устанавливает возможности предоставления мер поддержки исключительно в натуральной форме, что требует дополнительного обсуждения.

 

На ежемесячную денежную выплату (размер на 2023 год – 6 392,61 руб.) в областном бюджете на 2023 год утверждено 10 166,5 тыс. р. (КЦСР 5350523410).

 

Общий объем бюджетных ассигнований на принятие Законопроекта составит 10 166,5 тыс. р., исходя из прогнозной численности лиц (80 чел.), с учетом доставки МСП (1,048%) и из расчета на 10 месяцев 2023 года (после его принятия).

 

В финансово-экономическом обосновании отражена информация о произведенных расчетах с учетом норм (перечень продуктов, товаров) по аналогии с действующим приказом министерства образования Иркутской области от 30.10.2017 № 84-мпр, а также на основе статистической информации об уровне потребительских цен.

 

Расчетно в месяц на одного человека стоимостной размер мер поддержки составит 12 554,45 руб. для южных территорий Иркутской области и 12 730,1 руб. для северных территорий Иркутской области.

 

Расчет потребности на обеспечение:

 

— бесплатным питанием в месяц на одного человека с учетом территориальной дифференциации в южных районах Иркутской области составляет 8,7 тыс. р., в северных районах Иркутской области – 9,78 тыс. р.

— бесплатным комплектом одежды, обувью и мягким инвентарем на одного человека в месяц с учетом территориальной дифференциации в южных районах Иркутской области для девушек составляет 3,49 тыс. р., для юношей – 4,2 тыс. р., в северных территориях Иркутской области для девушек составляет – 2,78 тыс. р., для юношей – 3,12 тыс. р.

 

Расчет затрат на одного обучающегося произведен исходя из средних потребительских цен на товары по г. Иркутску и г. Братску по состоянию на 01.09.2022 по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее – Иркутскстат).

 

Следует отметить, что на дату проведения экспертизы Законопроекта на официальном сайте (https://irkutskstat.gks.ru) размещена информация о средних потребительских ценах на товары и услуги за ноябрь 2022 года, которые выше цен на 01.09.2022.

 

Статистическое наблюдение средних потребительских цен за 2022 год в северных территориях Иркутской области ведется всего в 2-х городах области: Братск и Усть-Илимск. При этом средние потребительские цены в г. Братске в основном выше аналогичных цен в г. Усть-Илимске. Так, например стоимость субпродуктов (печени) в г. Братск выше на 19,4%, рыбы на 12,3%, сахара на 7%.

 

Также Законопроектом предусмотрено внесение изменений в часть 2 статьи 12 Закона № 107-оз, направленную на обеспечение бесплатного проезда на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств областного бюджета или местных бюджетов.

 

Расчетно стоимость мер поддержки составит 10,3 тыс. р. (КЦСР 5350523420). Поскольку отсутствуют обращения за предоставлением денежной компенсации стоимости проезда по действующим положениям части 2 статьи 12 Закона № 107-оз (лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 18 лет находившиеся под попечительством, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях после достижения восемнадцатилетнего возраста), то разработчики Законопроекта полагают, что дополнительных средств областного бюджета не потребуется.

 

КСП области концептуальных возражений и замечаний, препятствующих рассмотрению Законопроекта, не имеет. Предлагает обсудить необходимость предусмотреть в проектируемой статьей 7(1) возможность замены предоставления мер в натуральной форме на возмещение в денежной форме.