Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области врачей наиболее дефицитных специальностей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» (ПЗ-1189)

 

Законопроектом предлагается ввести дополнительную меру социальной поддержки врачей медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Иркутской области, уполномоченному Правительством Иркутской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (за исключением врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, в виде единовременной денежной выплаты.

 

Единовременную денежную выплату предлагается однократно предоставлять врачам, заключившим трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень должностей наиболее дефицитных специальностей врачей в медицинских организациях и их структурных подразделениях, ежегодно утверждаемый уполномоченным органом.
Правовые основания для установления дополнительных мер социальной поддержки медицинских работников законом области имеются. Законопроект подлежит рассмотрению с точки зрения целесообразности и возможности установления дополнительных расходов за счет средств областного бюджета.

 

Одновременно КСП области обращает внимание на следующее.

 

1. В соответствии со ст. 6 Законопроекта настоящий закон вступает в силу по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования.

 

В то же время применение законодательных норм возможно только после утверждения перечня должностей наиболее дефицитных специальностей врачей в медицинских организациях и их структурных подразделениях. Согласно ч.1 ст.2 Законопроекта данный перечень ежегодно утверждается уполномоченным органом не позднее 1 марта.

 

Кроме того, в соответствии с требованиями ст.83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Нормативный правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

 

Законом Иркутской области от 12.12.2022 № 112-03 «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» ассигнования ни на 2023 год, ни на 2024 год на исполнение указанных расходных обязательств не предусмотрены.

 

Учитывая изложенное, а также сроки внесения и рассмотрения Законопроекта, представляется целесообразным предусмотреть вступление закона в силу с 01.01.2024.

 

2. Предлагаемые меры социальной поддержки повлекут дополнительные расходы областного бюджета, объем которых зависит от перечня вакантных должностей наиболее дефицитных специальностей медицинских работников, при замещении которых будут осуществляться единовременные компенсационные выплаты.

 

В отсутствие указанного перечня не представляется возможным рассчитать необходимый объем средств областного бюджета на эти цели.

 

По мнению КСП области, в Законопроекте также следует установить основные подходы к формированию такого перечня уполномоченным органом, определив критерии отнесения специальностей медицинских работников к дефицитным.

 

3. Согласно ст. 54 Устава Иркутской области проекты законов Иркутской области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием Иркутской области по представлению Губернатора Иркутской области либо при наличии его заключения.

 

По результатам проведенной экспертизы Законопроект может быть рекомендован к рассмотрению Законодательным Собранием Иркутской области с учетом высказанных предложений.