Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в статью 84 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» (№ ПЗ — 1192)

 

Законопроектом предлагается внесение изменений в Закон Иркутской области от 21.12.2006 № 99-ОЗ «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» (далее – Закон области № 99-ОЗ) в части уточнения (изменения) критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты под размещение которых могут предоставляться земельные участки без проведения торгов.

 

Согласно представленному вместе с Законопроектом финансово-экономическому обоснованию, принятие закона не потребует дополнительных расходов областного бюджета, законопроект не направлен на изменение доходов бюджета субъекта, вместе с тем по итогам проведенной экспертизы КСП области отмечает следующее.

 

1.Изменения, планируемые ко внесению в часть первую статьи 84, регламентирующую предоставление земельных участков без торгов в целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (далее — объекты).

 
Согласно Пояснительной записке первое изменение, предлагаемое ко внесению является уточнением, позволяющим исключить земельные участи, находящиеся в федеральной собственности. Одновременно Законопроектом предлагается включить в состав земельных участков, которые могут быть предоставлены юридическому лицу в аренду без проведения торгов, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Второе изменение предполагает исключение из закона требования, согласно которому планируемый к размещению объект должен обеспечивать осуществление целей и задач, определенных документами стратегического планирования РФ, документами стратегического планирования Иркутской области.

Третьим изменением установлены критерии, которым должны соответствовать планируемые к размещению объекты. Для объектов социально-культурного назначения критериями определена необходимость наличия потребности области и его использования для осуществления социального обслуживания граждан, оказания медицинской помощи гражданам, осуществления образовательной, культурной деятельности, деятельности в области физической культуры и спорта, а также оказания услуг по содержанию и (или) лечению животных без владельцев.

 

В отношении объектов коммунально-бытового назначения критериями уточнено требование о том, что их размещение должно быть предусмотрено территориальной схемой обращения с отходами в Иркутской области.

 

Кроме того, Законопроектом предлагается, что порядок принятия распоряжений Губернатора Иркутской области о соответствии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения критериям будет определяться Губернатором Иркутской области. Ранее порядок проведения оценки соответствия объектов и проектов критериям определялся исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным Правительством Иркутской области.

 

2.Изменения, планируемые ко внесению в часть вторую статьи 84, регламентирующую предоставление земельных участков без торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта (далее — проект).

 

Первое изменение также направлено на уточнение, позволяющее исключить земельные участи, находящиеся в федеральной собственности с одновременным включением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

 

Вторым изменением предполагается уточнить критерии, которым должны соответствовать планируемые к реализации проекты. Так, проектом Закона предлагается ограничить число хозяйствующих субъектов, которые вправе реализовывать проекты по строительству многоквартирных домов. Возможность предоставления земельных участков для строительства предусмотрена только хозяйственным товариществам или обществам, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, области, муниципальному образованию области, или дочерними (зависимыми) обществами такого хозяйственного товарищества или общества.

 

Законопроектом предлагается дополнить возможность реализации проектов по «строительству объекта общественного питания» и «созданию в области индустриального (промышленного) парка с объемом капитальных вложений не менее 100 миллионов рублей в создание объектов промышленной инфраструктуры» (если проект реализуется хозяйственным обществом, зарегистрированным на территории области).

 

В отношении реализации проектов по производству товаров по видам экономической деятельности «Производство пищевых продуктов» и (или) «Производство напитков» Законопроектом предлагается установить минимальный объем капитальных вложений — 50 миллионов рублей.

 

3. Изменения, планируемые ко внесению в часть третью статьи 84, предполагают закрепление полномочий по определению порядка принятия распоряжения Губернатора Иркутской области о соответствии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, проектов за Губернатором Иркутской области.

 

4. В ходе проведения настоящей экспертизы были проанализированы региональные законы других субъектов РФ, регулирующие порядок предоставления земельных участков в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (Приложение 2). Проведенный анализ региональной практики показал следующее.

 

4.1. Во многих субъектах РФ приняты отдельные законы, регулирующие установление критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов.

 

4.2. Большинством законов предусмотрено, что предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для размещения объектов и реализации проектов осуществляется в случае, если это предусмотрено в качестве мероприятий в документах стратегического планирования, стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ, в государственных программах либо объект (проект) соответствует целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования РФ и (или) субъекта РФ и (или) муниципальных образований.
Вместе с тем, представленным Законопроектом требование о размещения объектов социально-культурного назначения во взаимосвязи с обеспечением осуществления целей и задач, определенных документами стратегического планирования Иркутской области, предлагается исключить.

 

4.3. Во многих субъектах РФ при предоставлении земельного участка без проведения торгов для реализации проектов, предполагающих строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов), предусмотрены определенные обязательства инициатора проекта.

 

4.4. Порядок определения соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным региональными законами, в большинстве субъектов РФ определяются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта РФ.

 

По результатам проведенной экспертизы проекта Закона, концептуальных возражений не имеется. Вместе с тем, КСП области отмечает, что с учетом проведенного анализа регионального законодательства других субъектов РФ, отдельные нормы Законопроекта могут быть доработаны с целью повышения эффективности распоряжения областной собственностью и усиления контроля за результативностью реализации инвестиционных проектов (размещения объектов). Также необходимо отметить, что предоставление без торгов государственного имущества можно отнести к предоставлению государственной преференции, правила предоставления которой урегулированы ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ. Принимая во внимание, что согласование предоставления преференций находится в сфере полномочий антимонопольного органа, при рассмотрении законопроекта целесообразно принять во внимание заключение на проект Закона Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.