Информация по результатам экспертизы проекта закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (ПЗ-1271)

23.11.2023

 

Законопроектом предлагается в соответствии с федеральным и областным законодательством утвердить основные характеристики областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, также предусматриваются нормативы распределения доходов между областным бюджетом, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, бюджетами муниципальных образований области и другие вопросы, подлежащие отражению в законе об областном бюджете.

 

Так, доходы в 2024 году прогнозируются в объеме 270 251 442,2 тыс. р., в том числе налоговые и неналоговые доходы 228 382 557,2 тыс. р. или 84,5 % объема доходов областного бюджета, безвозмездные поступления 41 868 885 тыс. р. (15,5 %). Доходы на 2025 год прогнозируются в объеме 270 395 393,8 тыс. р., в том числе налоговые и неналоговые доходы – 241 194 207,1 тыс. р., безвозмездные поступления – 29 201 186,7 тыс. р. На 2026 год объем доходов прогнозируется в объеме 270 344 446,5 тыс. р., в том числе налоговые и неналоговые доходы – 254 680 672,3 тыс. р., безвозмездные поступления – 15 663 774,2 тыс. р.

 

В 2024 году наблюдается снижение объема безвозмездных поступлений по сравнению с 2023 годом в связи с неполным распределением межбюджетных трансфертов в проекте закона о федеральном бюджете в редакции, подготовленной к первому чтению.

 

Расходы областного бюджета предлагаются на 2024 год в сумме 298 639 721,9 тыс. р.; на 2025 год – 277 301 113,8 тыс. р., в том числе условно утвержденные расходы – 6 052 349,2 тыс. р.; на 2026 год – 274 470 488,6 тыс. р., в том числе условно утвержденные расходы – 13 958 965,8 тыс. р.

 

Расходная часть областного бюджета сформирована на основе 25 государственных программ Иркутской области. Общий объем расходов на реализацию 25 ГП на 2024 год составляет 293 806 758,2 тыс. р. (98,4% в общем объеме расходов), на 2025 год – 265 583 288,3 тыс. р. (97,9%), на 2026 год – 254 100 687,2 тыс. р. (97,5%).

 

Объем финансового обеспечения непрограммных направлений деятельности предусмотрен на 2024 год в сумме 4 832 963,7 тыс. р., на 2025 год – 5 665 476,3 тыс. р., на 2026 год – 6 410 835,6 тыс. р.

 

Законопроектом дефицит областного бюджета на 2024 год предлагается утвердить в размере 28 388 279,7 тыс. р., или 12,4 % утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. По условиям заключенных с Министерство финансов РФ соглашений о реструктуризации бюджетных обязательств (задолженности) субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам и дополнительных соглашений к ним, размер дефицита не может превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

 

Соблюдены ограничения, установленные БК РФ, в частности, верхнего предела государственного внутреннего долга Иркутской области (статья 107 БК РФ), расходов на обслуживание государственного долга области (статья 111 БК РФ). Верхний предел государственного внутреннего долга Иркутской области предусмотрен на 01.01.2025 – 67 999 475,2 тыс. р., на 01.01.2026 – 73 951 821,7 тыс. р., на 01.01.2027 – 77 152 131,8 тыс. р. Предоставление государственных гарантий Иркутской области в 2024-2026 гг. не планируется. Расходы на обслуживание государственного долга Иркутской области предусмотрены на 2024 год в сумме 1 374 800 тыс. р., на 2025 год – 700 000 тыс. р., на 2026 год – 700 000 тыс. р.

 

В ходе экспертизы проекта бюджета КСП области отмечено, что Законопроект сформирован на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития Иркутской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, одобренного распоряжением Правительства Иркутской области от 23.10.2023 № 705-рп.

 

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 169 БК РФ и ст. 14 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области» проект бюджета составлен сроком на три года: очередной финансовый год (2024 год) и плановый период (2025 и 2026 годы). Учтены положения п. 4 ст. 184.1 БК РФ и ст. 14 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области» об утверждении Закона о бюджете путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.

 

Перечень и содержание документов, представленных одновременно с Законопроектом, а также сам Законопроект по составу и содержанию, в целом, соответствуют требованиям 184.2 БК РФ и ст. 15 Закона о бюджетном процессе.

 

Вместе с тем, КСП области обратила внимание на несоответствие перечня доходов, плановые поступления по которым предусмотрены Законопроектом (реестр источников доходов), с перечнем доходов, отраженных в Методиках прогнозирования поступлений доходов главных администраторов бюджетных средств, что указывает на некачественное планирование отдельных доходных источников.

 

Порядок и методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета утверждены приказом министерства финансов Иркутской области от 11.07.2022 № 38н-мпр. В ходе экспертизы по ряду направлений расходов от ГРБС не получены расчеты и обоснования планируемых объемов ассигнований, в связи с чем указано на их недостаточное обоснование.

 

Отмечено несоблюдение требований законодательства по формированию и ведению реестра расходных обязательств, используемого при составлении проекта областного бюджета (нарушения статьи 87 БК РФ, Порядка ведения реестра расходных обязательств Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 10.06.2014 № 278-пп). Так, в Реестре РО указаны нормативные правовые акты, не устанавливающие правовые основания для принятия расходных обязательств; нормативные правовые акты, действие которых не распространяется на 2024-2026 годы (признаны утратившими силу); приведены ссылки на нормативные правовые акты, носящие организационно-процедурный характер, а также на распоряжения Правительства Иркутской области, которые не являются нормативными правовыми актами.

 

Законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования на новые расходные обязательства, не отраженные в Реестре РО.

 

Кроме того, не все нормативные правовые акты о принятии расходных обязательств приведены в соответствие с постановлением Правительства Иркутской области от 31.08.2023 № 767-пп.

 

С несоблюдением норм ст.ст. 6, 14, 65, 85, 87 БК РФ, при отсутствии расходных обязательств Иркутской области, в отсутствие порядка передачи областного государственного имущества в муниципальную собственность, в рамках отдельных РП и ВП предусмотрены ассигнования на закупку Министерством образования области оборудования, средств обучения в интересах муниципальных образовательных организаций (на общую сумму 324 024,1 тыс. р.: на создание и обеспечение Центров «Точка роста»; для открытия в муниципальных школах с 1 сентября 2024 года школьных театров и школьных спортивных клубов; на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды; на приобретение учебников истории для учащихся 10-11 классов).

 

В связи с тем, что с 2024 года государственные программы Иркутской области сформированы в соответствии с новыми требованиями, установленными постановлением Правительства Иркутской области от 31.08.2023 № 767-пп, и их структура значительно отличается от действующих Госпрограмм, в целях сопоставимости данных анализ проведен по укрупненным сопоставимым показателям (объемы, предусмотренные в рамках основных мероприятий, региональных проектов, подпрограмм, с объемами, которые вошли в состав соответствующих новых структурных элементов (ВП, РП, КПМ)).

 

Законопроектом общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограмм предусмотрен в сумме 293 806 758,2 тыс. р., что на 6 330 205,1 тыс. р. больше финансового обеспечения проектов ГП, прошедших экспертизу в КСП области и рассмотренных на заседании Бюджетной Комиссии при Правительстве Иркутской области по развитию программно-целевого управления 13.10.2023 (287 476 553,1 тыс. р.). Одной из причин расхождения является уточнение расходов в соответствии с проектом федерального бюджета на 2024 год.

 

Бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию 81 регионального проекта на 2024 год в сумме 55 499 371,2 тыс. р., на 2025 год – 34 896 700,2 тыс. р., на 2026 год – 24 031 633,9 тыс. р., в том числе 39 региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов, на 2024 год в сумме 34 005 633,7 тыс. р., на 2025 год – 21 559 874,5 тыс. р., на 2026 год – 11 635 610,4 тыс. р.

 

Бюджетные ассигнования на реализацию нового РП «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» на 2024 год в объеме 1 500 тыс. р., на 2025 год – 18 000 тыс. р. за счет средств ФБ предусмотрены при фактическом отсутствии РП, то есть в отсутствие правовых оснований. Поскольку действие РП «Сохранение лесов» на 2025-2026 гг. не продлено, ассигнования на этот период предусмотрены необоснованно.

 

Законопроектом по отдельным направлениям расходов предусмотрены бюджетные ассигнования, не соответствующие объемам, объектам, уровню софинансирования, предусмотренным в соглашениях о предоставлении субсидии из федерального бюджета с уточнением 2024 года и в проекте федерального бюджета на 2024 год.

 

Законопроектом в рамках РП «Формирование комфортной городской среды» на реализацию мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий предусмотрено 1 032 102,3 тыс. р. (КЦСР 721F255551). Проектом федерального бюджета на 2024 год Иркутской области на реализацию мероприятий указанного РП распределено 807 102,3 тыс. р. С учетом софинансирования, установленного для Иркутской области на 2024 год, общий объем средств на реализацию указанного мероприятия предложено определить в размере 994 213,2 тыс. р.

 

Статьей 7 Законопроекта предлагается утвердить резервный фонд Правительства Иркутской области: на 2024 год в размере 1 000 000 тыс. рублей (0,3 % от общего объема расходов); на 2025 год в размере 700 000 тыс. рублей; на 2026 год в размере 700 000 тыс. рублей. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 81. БК РФ размер резервного фонда Правительства Иркутской области устанавливается законом о бюджете.

 

По состоянию на 01.10.2023 из резервного фонда использовано 237 628,7 тыс. р. при плане 719 716,2 тыс. р. на предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, проходящим военную службу по призыву в воинских частях Министерства обороны, выполняющим задачи на территории ДНР, ЛНР и Украины; оказание гуманитарной и иной помощи и др.

 

Законопроектом для финансового обеспечения расходных обязательств Иркутской области, софинансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет безвозмездных поступлений от публично-правовой компании «Фонд развития территорий», грантов из федерального бюджета в форме субсидий государственным учреждениям Иркутской области, проектом закона предусмотрено резервирование бюджетных ассигнований на 2024 год в сумме 2 722 800, тыс. р., на 2025 год – 3 239 300,0 тыс. р., на 2026 год – 4 555 100,0 тыс. р. Расчет в материалах к Законопроекту не представлен, в связи с чем КСП области обратила внимание на недостаточную обоснованность предлагаемых параметров.

 

КСП области отмечены факты неверного отражения расходов, несоблюдения правил применения бюджетной классификации.

 

Например, в рамках ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» Законопроектом бюджетные ассигнования на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации (предоставление комплекса услуг и (или) финансовой поддержки в виде грантов СМСП, включенных в реестр социальных предпринимателей, или СМСП, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно) (КЦСР 711I455278) в рамках РП «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» отражены по элементу вида расходов 600 КБК 831 0412 711I455278 600 на сумму 3 024,2 тыс. р., следовало отразить по элементу вида расходов 800 КБК 831 0412 711I455278 800, в связи, с чем требуется корректировка Законопроекта в части приложений 9, 11.

 

Законопроектом субвенции местным бюджетам на осуществление отдельных областных государственных полномочий предусмотрены в объемах, не соответствующих нормативам, установленным законами Иркутской области.

 

Например, субвенции в сфере труда предусмотрены на 2024 год в объеме 57 064,2 тыс. р., что ниже расчетного норматива согласно Закону Иркутской области от 24.07.2008 № 63-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда» на сумму 1 382,2 тыс. р., что в дальнейшем потребует уточнения областного бюджета в 2024 году. Субвенции на осуществление полномочий по определению персонального состава и обеспечению деятельности административных комиссий предусмотрены на 2024 год в объеме 64 862,0 тыс. р., что ниже расчетного норматива согласно Закону Иркутской области от 24.07.2008 № 20-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности административных комиссий» на сумму 1 363,2 тыс. р.

 

В приложении 18 к Законопроекту в перечне получателей субсидий, включая гранты в форме субсидий, указаны как получатели грантов Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Байкальский государственный университет», тогда как в п.2 ч. 1 ст.25 Законопроекта такие случаи предоставления грантов не предусмотрены.

 

Отмечена необходимость уточнения ч.1 ст. 14 Законопроекта в части установления случая предоставления в 2024-2026 годах местным бюджетам из областного бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для частичной компенсации расходов на повышение оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций, организующих предоставление дополнительного образования детей (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Иркутской области), муниципальных учреждений культуры, физической культуры и спорта.

 

Эти и другие предложения изложены в заключении, которое направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.

 

По итогам экспертизы КСП области Законопроект рекомендован к принятию Законодательным Собранием Иркутской области в установленном порядке.