Информация по результатам экспертизы проекта закона Иркутской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (ПЗ-1270)

23.11.2023

 

Законопроект разработан с учетом положений Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области», законодательных и иных правовых актов в сфере обязательного медицинского страхования и охраны здоровья граждан.

 

В соответствии с требованиями статей 15 и 16 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области» Законопроект внесен в Законодательное Собрание Иркутской области одновременно с проектом закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в установленный срок (не позднее 25 октября).

 

КСП области по результатам экспертизы отмечено принимаемые бюджетные обязательства в целом соответствуют целям и задачам, определенным в программных документах Российской Федерации и Иркутской области.

 

Проект бюджета ТФОМС бездефицитен и сбалансирован по доходам и расходам: на 2024 год – в объеме 63 780 680,2 тыс. р., 2025 год – в объеме 68 161 463 тыс. р., 2026 год – 72 675 484,7 тыс. р.

 

На 2024 год доходы планируются выше уровня 2023 года на 16 % (или на 8 773 859,3 тыс. р.), расходы – на 11,1 % (или на 6 391 431,7 тыс. р.).

 

Рост доходов и расходов по сравнению с уровнем 2023 года обусловлен увеличением на 16,2 % или на 8 774 695 тыс. р. (с 54 191 977,6 тыс. р. до 62 966 672,6 тыс. р.) размера субвенции из бюджета ФФОМС, доля которой в структуре доходов на 2024 год составляет 98,7 %.

 

Существенный рост субвенции обусловлен, в том числе, введением с 2024 года для расчета объема субвенции регионам коэффициента доступности медицинской помощи, учитывающего плотность населения субъекта РФ. В результате его применения объем субвенции увеличился в 25 регионах с низкой транспортной доступностью медицинской помощи, связанной с их климатогеографическими особенностями. В число этих субъектов вошла и Иркутская область.

 

Предусмотренный объем субвенции соответствует размеру субвенции, распределенному на 2024 год Иркутской области в проекте федерального закона о бюджете ФФОМС. Объем субвенции определен по Методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462, исходя из численности застрахованного населения в Иркутской области по состоянию на 1 января 2023 года (2 446 760 чел.), подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС (17 932,5 рублей), коэффициента дифференциации для Иркутской области (1,396), коэффициента доступности медицинской помощи (1,028) и коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе обязательного медицинского страхования (1,0).

 

Удельный вес страховых взносов Иркутской области на ОМС неработающего населения (20 787 494,7 тыс. р.) в общем объеме субвенции в 2024 году составит 33% (в 2023 году – 35,7 %, или 19 322 317,3 тыс. р.).

 

КСП области отмечено, что до настоящего времени не разрешена проблема отвлечения средств ОМС на выплату повышенного районного коэффициента, что создает риски недостаточности у учреждений средств на другие статьи расходов и образования просроченной кредиторской задолженности.

 

Как показала экспертиза, в проекте бюджета ТФОМС не предусмотрены средства на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (в 2023 году – 214 114,9 тыс. р.), а также на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний (в 2023 году – 478,7 тыс. р.). Средства на эти цели зарезервированы в нормированном страховом запасе ФФОМС и будут распределены по регионам позднее.

 

Выше уровня 2023 года на 16,5 % (или на 8 761 млн. р.) предусмотрены расходы на реализацию территориальной программы ОМС на 2024 год (2023 год – 53 780 млн. р., 2024 год – 62 541 млн. р.).

 

В статье 8 Законопроекта в соответствии с частью 18 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предлагается установить норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций в размере 0,94 процента (в 2023 году – 1,00 процент). Исходя из предлагаемого норматива, расходы на ведение дела в 2024 году по предварительному расчету КСП области составят около 542,3 млн. р.

 

Статьей 5 Законопроекта установлены размер средств нормированного страхового запаса на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в сумме 6 740 595 тыс. р. ежегодно (в 2023 году – 6 039 782,1 тыс. р.), а также цели его использования.

 

Как показал анализ Законопроекта, ряд рекомендаций КСП области, высказанных по результатам экспертизы бюджета ТФОМС на 2023 год, исполнен. Так, в мае 2023 года внесены изменения в статью 14 Закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области», предусматривающие утверждение законом о бюджете ТФОМС общего размера нормированного страхового запаса не только на очередной финансовый год, но и на плановый период.

 

Все подготовленные по итогам экспертизы предложения КСП области изложены в заключении, которое направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.

 

По итогам экспертизы КСП области Законопроект рекомендован к рассмотрению Законодательным Собранием Иркутской области в установленном порядке.