Информация по результатам экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О методиках расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях в Иркутской области, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области» (ПЗ-1263)

13.11.2023

 

Проектом закона предлагается внести изменения в методики расчета нормативов

 

  • увеличить базовые нормативы учебных расходов: на дошкольное образование с 1 000 рублей до 2 000 рублей на одного обучающегося; на общее образование – с 2 000 рублей до 3 000 рублей и с 4 000 до 6 000 рублей (для муниципальных образований, в которых организации расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с населением в возрасте от 7 до 15 лет менее 100 человек на одну организацию (Катангский, Мамско-Чуйский районы));
  •  

  • дополнительно предусмотреть нормативы на дополнительное профессиональное образование педагогических работников дошкольного и общего образования в размере 1% норматива оплаты труда данных работников в расчете на год на одного обучающегося.

 

Срок вступления в силу вышеуказанных изменений установлен законопроектом с 01.01.2024.

 

Предложенные проектом закона изменения в методики расчета нормативов направлены на устранение замечаний КСП области. Так, ранее КСП области отмечала, что размеры нормативов на учебные расходы, установленные в методиках расчета нормативов, не пересматривались с момента их утверждения с 01.09.2019, что влекло снижение результативности использования бюджетных средств, поскольку не позволяло в полной мере обеспечить потребности в оснащении материальной базы муниципальных образовательных организаций в части учебных расходов для реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Также КСП области высказывала замечания об отсутствии в методиках расчета нормативов норм в части обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников в расчете на одного обучающегося, что не соответствовало положениям ст.ст. 8, 99 Федерального закона об образовании.

 

В то же время остается актуальным вопрос о порядке индексации (изменения) норматива на учебные расходы с учетом прогнозного роста цен. В условиях ежегодной инфляции и роста потребительских цен при стабильном номинальном размере норматива снижалась его реальная покупательная способность.

 

Недостаточный размер действующих нормативов на учебные расходы приводил к тому, что на протяжении 2021-2023 годов из областного бюджета муниципальным образованиям предоставлялись субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на приобретение средств обучения и воспитания, что не соответствовало нормам ст. 8 Федерального закона об образовании, ст. 139 Бюджетного кодекса и законодательства о местном самоуправлении, поскольку субсидия подлежит предоставлению на расходные обязательства муниципального образования по вопросам местного значения, а обеспечение учебного процесса средствами обучения и воспитания к вопросам местного значения не относится.

 

КСП области еще раз отметила необходимость установления в едином значении норматива на учебные расходы для каждого вида и направленности образовательных программ, что не согласуется с нормами ст. 99 Федерального закона об образовании. Размер норматива учебных расходов целесообразно устанавливать с учетом особенностей образовательных программ, что вытекает из ч. 2 ст. 99 Федерального закона об образовании, которой определено установление нормативов по каждому уровню образования в соответствии ФГОС, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, др. Установление норматива на учебные расходы должно обеспечивать дифференциацию их по уровням образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование), направленность образовательных программ (адаптивные, углубленное изучение отдельных предметов и др.), формы обучения (очная, очно-заочная, сетевая и др.).

 

Кроме указанных изменений, в целях установления нормативов при организации обучения воспитанников на дому, в том числе по адаптированным образовательным программам, проектом закона предлагается дополнить методику расчета нормативов на обеспечение госгарантий прав на дошкольное образование нормой, согласно которой для воспитанников, обучение которых организовано на дому, в том числе по адаптированным программам, норматив оплаты труда административно-управленческого персонала и норматив оплаты труда вспомогательного персонала не устанавливается.

 

Также в целях установления нормативов при организации обучения на дому не только по адаптированным образовательным программам, но и по основным общеобразовательным программам, предусмотрена корректировка методики расчета нормативов обеспечение госгарантий прав на общее образование.

 

Предложенные изменения в данной части предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.

 

Согласно финансово-экономическому обоснованию увеличение нормативов на учебные расходы определено по результатам анализа роста потребительских цен на товары с 2019 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. Обоснование предлагаемого размера норматива на обеспечение профессионального образования педагогических работников дошкольного и общего образования в размере 1% от фонда оплаты труда педагогических работников дошкольного, общего образования в ФЭО отсутствует.

 

По предварительным расчетам министерства образования с принятием проекта закона в 2024 году дополнительно потребуется 767 672,7 тыс. р., в том числе:

 

  • на дополнительное профессиональное образование педагогических работников 302 802,7 тыс. рублей, из них педагогов дошкольного образования — 98 541,3 тыс. р., общего образования 204 261,4 тыс. р.;
  •  

  • на учебные расходы 464 870,0 тыс. р., из них по программам дошкольного образования 132 652,0 тыс. р., общего образования 332 218,0 тыс. р.

 

Объем дополнительных расходов подлежит уточнению в соответствии с п. 5 ст. 9.3 Закона области № 91-ОЗ с учетом изменения численности обучающихся в соответствии с данными федерального статистического наблюдения и прогнозной среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в Иркутской области.

 

Принятие законопроекта потребует корректировки нормативов на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 13.07.2023 № 591-пп «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях в Иркутской области, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области, обеспечения дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

 

По итогам экспертизы КСП области Законопроект рекомендован к рассмотрению Законодательным Собранием Иркутской области в установленном порядке с учетом замечаний КСП области, в том числе об отсутствии порядка индексации (изменения) норматива на учебные расходы, распространения действия отдельных норм закона на отношения, возникшие с 01.01.2023 года.