Информация по результатам экспертизы проекта закона Иркутской области «О денежной выплате отдельным категориям граждан, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных решением суда опасными для жизни и здоровья и подлежащими сносу» (ПЗ-1272)

28.11.2023

 

Законопроектом предлагается установить дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных решением суда опасными для жизни и здоровья и подлежащими сносу.

 

Согласно Законопроекту для предоставления выплаты необходимо соблюдение следующих условий:

 

  • гражданин пострадал от действий недобросовестных застройщиков;
  •  

  • гражданин является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном решением суда опасным для жизни и здоровья и подлежащим сносу за счет собственников жилых помещений в многоквартирном доме;
  •  

  • у гражданина отсутствует право на выплату возмещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  •  

  • в отношении объектов (многоквартирных домов), признанных решением суда опасными для жизни и здоровья граждан и подлежащими сносу, не реализуется механизм, предусмотренный Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  •  

  • судами приняты решения, вступившие в законную силу, об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений прокуратуры:
  •  

    • о признании незаконным бездействия и обязании органа местного самоуправления провести оценку соответствия многоквартирных домов требованиям, предусмотренным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и принять решение, предусмотренное пунктом 47 данного Положения;
    •  

    • о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации в условиях создавшейся угрозы разрушения многоквартирных домов к расселению жителей;

     

  • правоохранительными органами возбуждены и направлены в суд уголовные дела по фактам мошенничества застройщиков многоквартирных домов и совершения должностных преступлений.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

 

При установлении дополнительных мер социальной поддержки возникнут новые расходные обязательства Иркутской области и дополнительные расходы областного бюджета.

 

Законопроектом предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с его реализацией осуществляется за счет средств, предусмотренных законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

 

Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (в ред. законов от 20.02.2023 № 5-ОЗ, от 05.07.2023 № 81-ОЗ), Законопроектом «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», принятом в первом чтении Законодательным Собранием Иркутской области, бюджетные ассигнования на эти цели не предусмотрены.

 

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ к полномочиям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации отнесена экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению доходов бюджета субъекта Российской Федерации. Объем дополнительных бюджетных ассигнований, требуемых для обеспечения реализации закона в случае его принятия, зависит от размера единовременной денежной выплаты и количества граждан, имеющих право на ее получение. Вместе с тем, пояснительная записка к Законопроекту не содержит финансово-экономические расчеты (финансово-экономическое обоснование).

 

Законопроектом размер единовременной денежной выплаты не установлен, критерии нуждаемости (категории граждан) четко не определены, в связи с чем круг возможных получателей такой меры определить невозможно. Также отсутствуют в пояснительной записке к Законопроекту сведения о членах семьи собственников квартир, которые подлежат учету при определении размера единовременной выплаты.

 

Как следует из пояснительной записки, Законопроект направлен на восстановление нарушенных жилищных прав граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков в связи с самовольным строительством многоквартирных домов. В частности, длительное время остро стоит проблема обеспечения жилищных прав собственников квартир в доме № 40 по ул. Пискунова в г. Иркутске. В многоквартирном доме поставлено на кадастровый учет 138 квартир, на 119 из них зарегистрировано право собственности граждан. При решении вопроса о предоставлении других жилых помещений социально незащищенным собственникам квартир, другое жилье в г. Иркутске предложено 41 собственнику, 16 из них дали согласие на получение жилья, с 9 собственниками заключены договоры участия в долевом строительстве, им переданы квартиры.

 

Несмотря на предоставленное Федеральным законом № 414-ФЗ право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, Законопроектом не определены критерии нуждаемости, четко не установлены категории граждан, имеющих право на выплаты, размер предоставляемой поддержки не конкретизирован. При таких условиях объем дополнительных бюджетных ассигнований, требуемых для обеспечения реализации закона, рассчитать и оценить не представилось возможным. На основании чего КСП области сделан вывод, что Законопроект требует доработки.