Информация о результатах контрольного мероприятия «Аудит мероприятий по организации и проведению в 2022 году и истекшем периоде 2023 года капитального ремонта объектов культуры и архивов муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области и благоустройству закрепленных за ними территорий», проведенного на основании пункта 16 раздела II плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год

23.01.2024

 

Объекты контрольного мероприятия: министерство культуры и архивов Иркутской области, министерство строительства Иркутской области, администрация Осинского муниципального района Иркутской области, администрация муниципального образования «город Черемхово», администрация Черемховского муниципального образования (сельское поселение), муниципальное казенное учреждение культуры «Культурно-спортивный центр Черемховского сельского поселения», администрация Уриковского муниципального образования, муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурный комплекс» Уриковского муниципального образования, администрация муниципального образования «Оса», администрация Оекского муниципального образования, муниципальное учреждение «Социально-культурный спортивный комплекс» Оёкского муниципального образования.

 

Основные выводы

 

В 2022 году в областном бюджете на реализацию мероприятий на проведение капитальных ремонтов объектов культуры муниципальной собственности предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 434 854,2 тыс. р., из которых исполнены министерством строительства Иркутской области в сумме 406 996,5 тыс. р. или 93,6% от утвержденных назначений.

 

В 2023 году в областном бюджете по состоянию на 01.10.2023 предусмотрены расходы в сумме 718 790,9 тыс. р., исполнены 343 360,9 тыс. р. или 47,8 % от утвержденных назначений (мероприятия реализуются путем предоставления субсидий органам местного самоуправления).

 

В 2021 году министерством культуры и архивов Иркутской области по итогам отбора муниципальных образований в рейтинг включены 85 МО (121 объект), рейтинг утвержден распоряжением от 04.06.2021 № 56-130-мр. В 2021 году министерством культуры и архивов Иркутской области проведены два дополнительных отбора муниципальных образований, по итогам которых в рейтинг включены 9 МО (10 объектов), рейтинги утверждены распоряжениями от 08.06.2021 № 56-136-мр и от 13.10.2021 № 56-278-мр. В 2022 году проведен отбор муниципальных образований, по итогам которого в рейтинг включены 84 МО (114 объектов), рейтинг утвержден распоряжением от 03.06.2022 № 56-126-мр.

 

В 2021 – 2022 годах министерством культуры и архивов Иркутской области включены в рейтинг ряд муниципальных образований, которые не соответствуют критериям отбора, установленным пунктом 4 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности в сфере культуры, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 № 217-пп (далее — Положение № 217-пп), (в 2021 году – 4 МО, в 2022 году – 2 МО).

 

В 2021 году министерством строительства Иркутской области принято распоряжение от 17.08.2021 № 59-656-мр о предоставлении в 2022-2024 гг. субсидий из областного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по капитальному ремонту в отношении 56 объектов муниципальной собственности в сфере культуры, что составляет 46,3 % от общего количества объектов, включенных в рейтинг (121 объект).

 

В 2022 году принято распоряжение от 15.08.2022 № 59-394-мр о предоставлении в 2023-2025 гг. субсидий из областного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по капитальному ремонту в отношении 65 объектов муниципальной собственности в сфере культуры, что составляет 57 % от общего количества объектов, включенных в рейтинг (114 объектов).

 

В 2023 году принято распоряжение от 08.08.2023 № 59-325-мр о предоставлении в 2024-2026 гг. субсидий из областного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по капитальному ремонту в отношении 58 объектов муниципальной собственности в сфере культуры, что составляет 80,6 % от общего количества объектов, включенных в рейтинг (72 объекта).

 

Министерство строительства Иркутской области в 2021 году, не выполняя должным образом свои бюджетные полномочия, установленные статьей 158 БК РФ, с несоблюдением пункта 10 Положения № 217-пп приняло заявки от администраций Слюдянского муниципального района и Тубинского МО на капитальный ремонт фасада здания МБУДО «Детская школа искусств г. Слюдянки» и здания МКУК «ТЦК», которые содержали расчеты работ по капитальному ремонту, не относящиеся к работам по капитальному ремонту на сумму 1 997,1 тыс. р. (публичный технологический и ценовой аудит).

 

В муниципальных образованиях Иркутской области организация и проведение капитального ремонта недвижимых объектов культуры муниципальной собственности сопровождались нарушениями федерального законодательства.

 

Так, планирование и реализация мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности администрациями г.Черемхово (здание муниципального учреждения культуры Дворец культуры «Горняк» — Отдел капитального строительства администрации г. Черемхово (ОКС)), Осинского района (административного здания в с. Бильчир — муниципальное казенное учреждение «Отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Осинского муниципального района Иркутской области» (Отдел КС и ЖКХ)) и МО «Оса» (Дом культуры, закрепленный на праве оперативного управления за МБУК «Культурно-досуговый центр») осуществлялись с несоблюдением части 3 статьи 215, статьи 296 ГК РФ, статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении объектов недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями, в нарушение частей 3, 10 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) в отсутствие возложения на эти органы администраций в рамках централизации закупок отдельных полномочий заказчиков для нескольких заказчиков (учреждений) с целью проведения капитального ремонта объектов недвижимости, с определением порядка взаимодействия уполномоченных органов и заказчиков, что исключало основания для выделения этим органам администраций бюджетных ассигнований и их право на получение и расходование бюджетных средств.

 

Несоблюдение указанного законодательства при организации и проведении капитальных ремонтов объектов недвижимого имущества привило к грубым нарушениям правил бухгалтерского учета, учета муниципального имущества и его стоимости, искажению бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

 

В результате допущенных нарушений законодательства ОКС администрации города Черемхово в 2022-2023 годах все затраты по капитальному ремонту здания, закрепленного на праве оперативного управления за МБУК Дворец культуры «Горняк», в том числе на дооборудование и техническое перевооружение объекта, списаны на финансовый результат, чем нарушен пункт 27 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), положения Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – ФСБУ № 256н), Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее – ФСБУ № 257н), что, как следствие, влечет искажение консолидированной бюджетной отчетности администрации МО «город Черемхово» за 2023 год, фактическую потерю бухгалтерского учета основных средств, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

 

Отделом КС и ЖКХ в 2022 году все затраты по капитальному ремонту здания, закрепленного на праве оперативного управления за МБУ ДО «Осинская школа искусств», в том числе на дооборудование объекта (2 314,0 тыс. р.) отнесены на финансовый результат, чем нарушены пункты 27, 127 Инструкции № 157н, положения ФСБУ № 256н, ФСБУ № 257н, что, как следствие, влечет искажение консолидированной бюджетной отчетности администрации Осинского муниципального района за 2022 год, фактическую потерю в бухгалтерском учете основных средств, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.

 

В балансе администрации муниципального образования «Оса» за 2022 год все расходы по капитальному ремонту Дома культуры, закрепленного на праве оперативного управления за МБУК «Культурно-досуговый центр», в размере 20 420,7 тыс. р. отражены по строке 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», т.е. все расходы направлены на увеличение стоимости основного средства здания учреждения культуры, что не соответствует пункту 50 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н, пунктам 27, 127 Инструкции № 157н. Фактически затраты в сумме 18 683,0 тыс. р. не привели к изменению параметров существующего объекта нефинансовых активов, расходы подлежали отнесению на финансовый результат текущего года. Допущенное нарушение администрацией МО «Оса» устранено, в бухгалтерском учете затраты в сумме 18 683,0 тыс. р. отнесены на финансовый результат без увеличения стоимости основных средств.

 

В нарушение норм статьи 309, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720, пункта 1 статьи 746 ГК РФ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ объектами контроля приняты и оплачены фактически не выполненные работы, фактически допущено расходование (использование) межбюджетных субсидий не в соответствии с целями их предоставления, то есть нецелевое расходование бюджетных средств:

 

  • ОКС администрации города Черемхово в 2022-2023 годах по Актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 10.06.2022 № 1, от 19.09.2023 № 10-1, от 19.09.2023 № 10-3, от 22.08.2022 № 3-3, от 13.03.2023 № 5-2 приняты и оплачены фактически не выполненные работы, что квалифицируется как нецелевое расходование бюджетных средств на общую сумму 2 102,9 тыс. р. (статья 306.4 БК РФ). В ходе контрольного мероприятия часть нарушений устранена (работы выполнены). По состоянию на 26.12.2023 фактически оплаченные и невыполненные работы составляют 1 150,5 тыс. р. (монтаж паркетной доски и пароизоляции на кровле). Средства в сумме 1 066,9 тыс. р. подлежат возврату в областной бюджет (в 2022 году – 92%, в 2023 году – 93%);
  •  

  • Отделом КС и ЖКХ в 2022 году по Актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 23.09.2022 № 11, от 15.10.2022 № 14, от 01.12.2022 № 23 приняты и оплачены фактически не выполненные работы на общую сумму 86,8 тыс. р., что квалифицируется как нецелевое расходование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ). Средства в сумме 82,5 тыс. р. подлежат возврату в областной бюджет (95%);
  •  

  • МКУ «Культурно-спортивный центр Черемховского сельского поселения» в 2022-2023 годах по Актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 14.06.2022 № 2, от 19.07.2022 № 3, от 24.03.2023 № 11 приняты и оплачены фактически не выполненные работы на общую сумму 1 118,3 тыс. р., что квалифицируется как нецелевое расходование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ). Средства в сумме 1 076,1 тыс. р. подлежат возврату в областной бюджет.

 

Отделом КС и ЖКХ при проведении работ по капитальному ремонту здания МБУ ДО «Осинская школа искусств» с несоблюдением принципов эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) в 2022 году израсходованы бюджетные средства в размере 367,3 тыс. р. на выполнение работ по установке оконных блоков, которые затем были демонтированы в целях устройства дверных проемов для обеспечения пожарной безопасности, в связи с чем не используются.

 

Отделом КС и ЖКХ при проведении работ по капитальному ремонту здания МБУ ДО «Осинская школа искусств» в нарушение пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 351 Инструкции № 157н в бюджетном учете на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» по состоянию на 01.01.2023 не учтена банковская гарантия на сумму 202,1 тыс. р., полученная от ООО «РемСтройНова» в обеспечение исполнения гарантийных обязательств по контракту на выполнение капитального ремонта объекта.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и в Правительство Иркутской области.

 

По итогам контрольного мероприятия направлены представления в министерство строительства Иркутской области, в администрацию МО «город Черемхово» и в Отдел капитального строительства администрации города Черемхово.