Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, направленных на техническое оснащение подведомственных министерству лесного комплекса Иркутской области учреждений для проведения мероприятий по лесовосстановлению, лесоразведению, комплекса работ по охране лесов от пожаров, в 2019-2022 годах», проведенного на основании пункта 15 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год

25.01.2024

 

Объекты мероприятия: министерство лесного комплекса Иркутской области (далее – министерство лесного комплекса, министерство, минлес), ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» (далее – ОГАУ Лесхоз), ОГАУ «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее – ОГАУ Авиабаза), ОГАУ «Центр лесовосстановления Иркутской области», ОГАУ «Региональный лесопожарный центр Иркутской области» (далее – ОГАУ Региональный ЛПЦ).

 

Основные выводы

 

Мероприятия по техническому оснащению подведомственных министерству лесного комплекса учреждений планировались в рамках регионального проекта Иркутской области «Сохранение лесов», направленного на достижение целей, задач и показателей Федерального проекта «Сохранение лесов», и ГП «Развитие лесного хозяйства». В числе результатов регионального проекта предусмотрено оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, и оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

 

C 2019 по 2023 годы на мероприятия по техническому оснащению подведомственных учреждений техникой в рамках РП «Сохранение лесов», а также мероприятия «Приобретение пожарной техники, противопожарного снаряжения, инвентаря и систем видеомониторинга леса раннего обнаружения лесных пожаров» ГП «Развитие лесного хозяйства», выделены средства в сумме 1 120 880,6 тыс. р. (в том числе средства субвенций из федерального бюджета в объеме 1 002 163,1 тыс.р, средства областного бюджета в объеме 118 717,5 тыс. р.), за счет которых приобретено 333 ед. техники и 615 ед. оборудования, в том числе:

 

  • на приобретение лесовосстановительной техники за период 2019 — 2021 гг. направлены средства субвенций из федерального бюджета — 72 797,8 тыс. р., приобретено 17 ед. техники, 409 ед.оборудования;
  •  

  • на приобретение лесопожарной техники направлены средства в сумме 1 048 082,8 тыс. р., приобретено 316 ед. техники и 206 ед. оборудования.

 

С 2019 года по 2021 год реализация мероприятий по оснащению подведомственных министерству лесного комплекса учреждений техникой и оборудованием осуществлялась путем предоставления субсидий на иные цели ОГАУ Лесхоз (2019 – 2021 гг.), ОГАУ Авиабаза (2021 г).

 

При заключении и исполнении соглашений на предоставление субсидий на иные цели министерством и учреждениями допускались нарушения и недостатки.

 

В этот период управленческую деятельность министерства по предоставлению субсидий на техническое оснащение подведомственных учреждений нельзя признать эффективной.

 

При наличии в ведении министерства ряда действующих учреждений, в том числе ОГАУ Авиабаза, деятельность которого непосредственно влияет на достижение показателей РП «Сохранение лесов» и ГП «Развитие лесного хозяйства», работа по техническому оснащению техникой велась только в отношении ОГАУ Лесхоз. ОГАУ Авиабаза получила первую субсидию на иные цели на оснащение лесопожарной техникой в июне 2021 года после появления у ОГАУ Лесхоз проблем с неуплатой налоговых платежей и блокировкой его лицевых счетов.

 

При этом отмечены факты неправомерного изъятия в 2020 году у ОГАУ Лесхоз закупленной им за счет субсидий на иные цели техники и передачи ее в ОГАУ Авиабаза.

 

Реализация с 2022 года мероприятий по техническому оснащению учреждений путем осуществления министерством централизованных закупок техники и оборудования для подведомственных учреждений, что было обусловлено сложным финансовым состоянием ОГАУ Лесхоз, сопровождалась нарушениями.

 

Принятое для этого Распоряжение министерства от 29.12.2021 № 91-3359-мр не в полной мере соответствовало федеральному законодательству, в том числе ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Поставка, учет и передача учреждениям закупленной министерством в централизованном порядке техники и оборудования осуществлялись с несоблюдением требований законодательства.

 

В частности, в отсутствие правовых оснований, с несоблюдением федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, приобретенные министерством техника и оборудование ставились на учет на балансовом счете министерства 101 «Основные средства», при этом это имущество не предназначалось для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления в целях выполнения им государственных полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета (п.7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2016 № 257н).

 

Последующие изъятие имущества из оперативного управления министерства и передача его подведомственным учреждениям осуществлялись без учета гражданского законодательства.

 

На момент проведения экспертного мероприятия Федеральным агентством лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) и министерством расчет потребности в лесопожарной технике осуществлялся, исходя из нормативов обеспеченности субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» (далее – Распоряжение Правительства РФ № 1605-р).

 

Нормативы обеспеченности, утвержденные Распоряжением Правительства РФ № 1605-р, содержат несогласованность нормативного количества технических средств в разрезе отдельных наименований техники, утвержденного для Иркутской области, и нормативного количества технических средств, утвержденного для лесопожарных станций различного типа.

 

По Нормативам обеспеченности пожарной техникой предусмотрено 754 ед., тогда как фактическое количество лесопожарной техники по оперативным данным министерства по состоянию на 31.05.2023 составляло 909 ед., что на 155 единиц выше минимального значения, в этом случае техническая обеспеченность учреждений Минлеса составляет 121,0%.

 

Согласно нормативам обеспеченности лесопожарной техникой с учетом типа лесопожарной станции для лесопожарных формирований Иркутской области необходимо не менее 986 ед. лесопожарной техники, соответственно потребность в технике обеспечена на 93,0%.

 

В министерстве отсутствует достоверная информация о количестве лесопожарной техники и оборудования, имеющейся в наличии у подведомственных учреждений и о потребности в ней, что является следствием недостатков ее учета в учреждениях и низком уровне контроля со стороны министерства как учредителя.

 

Отсутствие достоверной информации о потребности в оснащении лесопожарной техникой подведомственных учреждений негативно влияет на достижение установленного РП «Сохранение лесов» результата – 100 % к 31 декабря 2024 года по оснащению специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

 

Нормативы обеспеченности субъекта РФ лесохозяйственной техникой и оборудованием в настоящее время не закреплены нормативно-правовым актом. Расчет нормативной потребности осуществлялся Рослесхозом и министерством на основании проекта приказа Рослесхоза «Об утверждении нормативов обеспеченности субъектов РФ техникой и оборудованием, необходимым для лесовосстановления и лесоразведения».

 

По информации министерства подведомственными учреждениями приобретено 89 единиц техники и оборудования на мероприятия по воспроизводству лесов, что составляет 122,0 % от нормативной потребности, установленной указанным Проектом приказа. Так же за счет средств федерального бюджета приобретено 337 единиц ручного оборудования, необходимого для проведения комплекса мер по лесоразведению.

 

Таким образом, в целом по лесохозяйственной технике результат РП «Сохранение лесов» «Оснащены учреждения, выполняющие мероприятия по воспроизводству лесов специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению» в размере 70% к 31.12.2023 можно считать достигнутым.

 

Отсутствие финансирования из федерального бюджета на приобретение противопожарного снаряжения, инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров не обеспечивает нормативную техническую оснащенность лесопожарных формирований Иркутской области.

 

Несмотря на сложное финансовое положение ОГАУ Лесхоз и наличие иных действующих подведомственных учреждений министерство продолжило в 2022 году передавать ОГАУ Лесхоз лесопожарную технику и оборудование, при этом часть транспортных средств, самоходных машин, полученные ОГАУ Лесхоз в 2022 году, не была поставлена на государственный учет, не обеспечена полисами ОСАГО ввиду отсутствия у учреждения возможности оплачивать государственную пошлину, часть техники была арестована судебными приставами в качестве обеспечения исполнения судебных исков о взыскании с учреждения кредиторской задолженности.

 

Лесопожарные техника и оборудование, переданные министерством в ОГАУ Лесхоз в 2022 году, не в полном объеме использовались для пожаротушения, что является неэффективным использованием средств федерального и областного бюджетов.

 

Сложное финансовое положение ОГАУ Лесхоз привело к действиям органов государственной власти Иркутской области по передаче в ОГАУ Авиабаза численности лесхоза, изъятию у него и передаче в ОГАУ Авиабаза и ОГАУ Региональный ЛПЦ техники и оборудования, в том числе приобретенной учреждением и министерством в рамках РП «Сохранение лесов».

 

По причине непредоставления ОГАУ Лесхоз качественной и достоверной информации по запросу КСП области и отсутствия у него обособленного бухгалтерского учета основных средств, приобретенных за счет средств РП «Сохранение лесов», сделать вывод о том, что лесопожарная и лесохозяйственная техника и оборудование, приобретенные ОГАУ Лесхоз в 2019-2021 годах за счет средств РП «Сохранение лесов», переданы ОГАУ Авиабаза в полном объеме, не представляется возможным.

 

По информации министерства лесопожарная техника, приобретенная в 2022 году, передана от ОГАУ Лесхоз в ОГАУ Авиабаза в полном объеме. В то же время ОГАУ Лесхоз не передало ОГАУ Авиабаза часть снаряжения и инвентаря на сумму 2 305,4 тыс. р. (триммеры, пирометры, термоанемометры, тепловизоры, палатки и пр.).

 

При этом часть техники, переданной в учреждения, обременена арестом в рамках исполнительных производств, что имеет высокие риски ее реализации судебными приставами – исполнителями, и может привести к не достижению показателей РП «Сохранение лесов» и неэффективному использованию средств федерального бюджета.

 

Неиспользование кодов бюджетной классификации в извещениях о передаче техники и оборудования подведомственным учреждениям привело к снижению уровня контроля министерства как учредителя за операциями, совершаемыми учреждениями с техникой и оборудованием, приобретенных за счет бюджетных средств и отсутствию достоверной информации о ее сохранности.

 

В целом оснащение лесопожарной и лесохозяйственной техникой и оборудованием положительно влияет на снижение площади лесных пожаров на территории Иркутской области и рост площади лесовосстановления и лесоразведения. Выполнение результатов регионального проекта «Сохранение лесов» в части технического оснащения подведомственных учреждений, реализующих мероприятия по охране лесов, значительно повысило долю лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров, на территории Иркутской области.

 

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и в Правительство Иркутской области.

 

В Правительство Иркутской области и в министерство лесного комплекса Иркутской области направлены информационные письма.