Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ расходования денежных средств, предусмотренных в бюджете Иркутской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за январь-декабрь 2023 года», проведенного на основании пункта 19 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2024 год

16.02.2024

 

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: министерство имущественных отношений Иркутской области (далее — Минимущество), министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области (далее — Минсоцразвития), министерство строительства Иркутской области (далее — Минстрой).

 

Основные выводы

 

Проведенный анализ распределения численности детей-сирот в разрезе федеральных округов показал, что наибольшая их доля приходится на Сибирский федеральный округ: 25,2 % от общей численности или 70 204 человек. Наибольшее количество детей-сирот, включенных в список в Сибирском федеральном округе, проживают в Иркутской области (20,8 %). Необходимо отметить, что общая численность детей-сирот, зарегистрированных на территории Иркутской области, является самой высокой среди всех субъектов РФ. По данным Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) по состоянию на декабрь 2023 года из 73 817 человек из числа детей-сирот, зарегистрированных в СФО и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, 14 598 человек (19,8 %) проживают в Иркутской области.

 

Согласно информации Минсоцразвития в Иркутской области численность нуждающихся по состоянию на 01.01.2024 составила 14 630 человек. При этом в составе нуждающихся числятся 10 892 детей-сирот в возрасте старше 18 лет, которые обратились с заявлениями о предоставлении жилого помещения (из них 5 073 детей-сирот в возрасте старше 23 лет).

 

Основной причиной несвоевременного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями является несоразмерное с численностью нуждающихся — финансирование на эти цели. Кроме этого, к числу причин можно отнести внесенные в 2019 году изменения в федеральное и областное законодательство в части введения ограничения по приобретению (строительству) не более 25 % квартир для детей-сирот в одном многоквартирном доме, отсутствие в достаточных объемах предложений как первичного, так и вторичного жилья и пр.

 

В рамках утвержденной в августе 2023 года Программе ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, включенных в списки нуждающихся, на 1 января 2023 года необходимый общий объем финансирования по обеспечению 10 965 детей-сирот жилыми помещениями до 2030 года составляет 35,8 млрд. р., в том числе: областной бюджет – 31,6 млрд. р.; федеральный бюджет – 4,2 млрд. р.

 

Утвержденная Программа ликвидации до 2030 года, по мнению КСП области, недостаточна для решения проблемы ликвидации всей очереди по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями к 2031 году. Так, помимо имеющейся очереди, необходимо учитывать количество человек, ежегодно включаемых в Список. При полном выделении средств, учитывая, что ежегодно в Список включается еще порядка 1 тыс. детей дополнительно, к концу 2030 года число очередников будет составлять около 7 тыс. чел (1 чел. х 7 лет без учета 2023 года). Также Программа ликвидации не учитывает ежегодный рост стоимости кв. м жилья, отмечаемый в последнее время.

 

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот посредством реализации программно-целевого подхода начато с 2013 года и продолжалось в 2023 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы Иркутской области «Доступное жилье».

 

В 2023 году объем ресурсного обеспечения Подпрограммы составлял 3 018 816,6 тыс. р., в том числе 2 456 279,0 тыс. р. за счет средств областного бюджета и 562 537,6 тыс. р. – федерального бюджета. В сравнении с 2022 годом объем ресурсного обеспечения уменьшен на 81 037,7 тыс. р.

 

Всего за 2023 год за счет Подпрограммы очередь снижена на 1084 чел., в том числе: 563 чел. – за счет спецжилфонда, 484 чел. – социальных выплат, 37 чел. – строительства нового жилья.

 

На формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области Минимуществом в 2023 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1 478 163,5 тыс. р., из которых 716 577,2 тыс. р. предусмотрены на реализацию Соглашения с Минстроем России.

 

Всего за 2023 год жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области обеспечены 563 человека из 420 запланированных из них: 135 человек — по государственным контрактам 2022 года, 428 человек — по государственным контрактам 2023 года. По состоянию на 01.01.2024 законтрактовано 106 жилых помещений.

 

С 2021 года в соответствии с Законом области № 135-ОЗ на территории региона реализуется новая мера социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, получателями которой являются граждане, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, проживающие на территории области, осуществляющие трудовую деятельность и имеющие детей.

 

Для реализации данной меры в 2023 году предусмотрены бюджетные ассигнования Минсоцразвития в объеме 1 496 535,7 тыс. р., за счет которых за 2023 год предоставлены социальные выплаты 484 гражданам на общую сумму 1 496 535,7 тыс. р.

 

На мероприятие по строительству жилых помещений для детей-сирот сводной бюджетной росписью бюджетные ассигнования предусмотрены в размере 44 117,4 тыс. р. В рамках мероприятия запланировано проектирование и строительство 40 жилых помещений в 2-х муниципальных образованиях (г. Тулун, с. Нукуты) и проектирование 168 жилых помещений в 4-х муниципальных образованиях (г. Тулун, г. Саянск, г. Черемхово и р.п. Усть-Уда) для строительства в 2024 году.

 

С целью реализации основного мероприятия заключено семь государственных контрактов на проектирование и строительство 40 жилых помещений на общую сумму 127 920,7 тыс. р. (освоено 35 224,3 тыс. р.), а также 20 государственных контрактов на подготовку проектной документации на общую сумму 41 173,1 тыс. р. (кассовые расходы не осуществлялись). Всего в рамках строительства за 2023 год построено, введено в эксплуатацию и передано гражданам 37 жилых помещений.

 

Проведенный анализ регионального опыта решения задачи по обеспечению жильем детей-сирот (Красноярский край, Кемеровская область), показал, что высокий уровень взаимодействия между региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления позволил добиться снижения очереди на получение жилья.

 

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.