Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств в 2021 году и истекшем периоде 2022 года на модернизацию первичного звена здравоохранения Иркутской области (в части капитального ремонта зданий медицинских организаций)», проведенного на основании пункта 2 раздела II плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год

29.09.2023

 

Объекты контрольного мероприятия: министерство здравоохранения Иркутской области, ОГБУЗ «Иркутская районная больница», ОГБУЗ «Областная больница № 2», ОГБУЗ «Куйтунская районная больница».

 

По результатам контрольного мероприятия выявлены недостатки и нарушения:

 

Министерством здравоохранения Иркутской области (далее – Минздрав области) в 2021 году в нарушение ст. 158 БК РФ, п. 4.3.11 Соглашения с Минздравом России от 31.12.2020 не обеспечена результативность использования бюджетных средств, выделенных на модернизацию первичного звена здравоохранения и реализацию Региональной программы, значительная часть средств не освоена и возвращена в бюджет (в т.ч. в федеральный бюджет – 18 764,6 тыс. р.), что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении бюджетных полномочий ГРБС. Остаток средств в сумме 19 796,6 тыс. р. (из них ФБ – 18 764,3 тыс. р.) сложился за счет экономии по результатам 9 аукционов в марте 2021 года на общую сумму 17 871,6 тыс. р. и в июне 2021 года на сумму 1 925 тыс. р. Вопрос об использования сложившейся по торгам экономии необходимо было решить во втором квартале 2021 года при внесении изменений в Региональную программу и Соглашение с Минздравом России, а не в сентябре-октябре 2021 года, как указано в пояснении Минздрава области. Фактически же субсидии учреждениям на сумму экономии уменьшены только в октябре-ноябре 2021 года.

 

Например, по капитальному ремонту поликлиники и терапевтического отделения Областной больницы № 2 экономия по торгам получена в сумме 9 108,7 тыс. р., контракт заключен 31.03.2021, субсидия на сумму экономии уменьшена дополнительным соглашением только 21.10.2021. Минздравом области и учреждением не предприняты действия по освоению выделенных средств в полном объеме (например, направить на работы по замене окон, исключенные при определении объема субсидии и выполняемые впоследствии за счет средств областного бюджета).

 

В 2022 году не использованы и возвращены в федеральный бюджет средства в объеме 6 160,5 тыс. р. Экономия по торгам в сумме 6 499,3 тыс. р. образовалась с мая по август 2022 года, Минздравом области принято решение часть средств экономии в сумме 5 062,5 тыс. р. переместить на мероприятие по закупке оборудования, дополнительные соглашения с Минздравом России на перемещение средств заключены 25.08.2022 и 30.09.2022, при этом средства по учреждениям распределены не были, закупка не проводилась, средства не освоены, при этом потребность имелась (к примеру, по Кундуйской участковой больнице в 2022 году по Регпроекту предусмотрены средства только на часть работ).

 

Установлены нарушения и недостатки, указывающие на некачественное формирование Региональной программы и влияющие на эффективность ее реализации.

 

Некачественное формирование Региональной программы в части наименования объектов капитального ремонта и выполняемых работ, планируемых мероприятий (проведение комплексного либо выборочного капитального ремонта) привело к тому, что по отдельным учреждениям при предоставлении субсидии на капитальный ремонт Минздравом области в соглашении указывались наименования объектов и работ, не соответствующие Региональной программе. В данной ситуации направление средств на капитальный ремонт объектов, не соответствующих объектам, предусмотренных Региональной программой, может быть признано нецелевым использованием средств.

 

Установлены случаи предоставления Минздравом области учреждениям субсидии на иные цели на проведение капитального ремонта объектов, которые не соответствуют наименованию объектов и видам работ, включенным в Региональную программу. Указанные средства Региональной программы использованы с нарушением Правил предоставления субсидий из федерального бюджета (12 302,2 тыс. р., из них ФБ – 11 660,2 тыс. р.). Например, вместо предусмотренного Региональной программой выборочного капитального ремонта терапевтического отделения поликлиники Тайшетской РБ (отделочные работы) субсидия в объеме 8 639,1 тыс. р. предоставлена Тайшетской РБ на капитальный ремонт здания (электроосвещение, электроснабжение, силовое оборудование).

 

В ходе контрольного мероприятия проведены проверки в медицинских организациях. Произведен осмотр объектов капитального ремонта, который выявил расхождения между актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 и фактически выполненными работами. В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ заказчиками осуществлена приемка и оплата фактически невыполненных работ. В акты внесены заведомо ложные сведения о выполнении работ в соответствии со сметной документацией, прилагаемой к контракту и прошедшей экспертизу достоверности определения сметной стоимости.

 

Ряд выявленных КСП нарушений носит системный характер, что указывает на недостаточный контроль со стороны Минздрава области за ходом реализации Региональной программы и Регионального проекта.

 

При использовании субсидий учреждениями допускаются многочисленные нарушения законодательства в сфере закупок. Так, только по проверенным учреждениям выявлены факты приемки и оплаты работ и материалов, не предусмотренных контрактами и по расценкам, не проходившим государственную экспертизу достоверности определения сметной стоимости (9 674,5 тыс. р.). Оплачены фактически не выполненные работы на сумму 672,8 тыс. р., которые по предписаниям КСП возвращены в бюджет, руководители учреждений привлечены к административной ответственности. Не взысканы штрафные санкции за нарушение подрядчиками условий контрактов на сумму 1 356,7 тыс. р.

 

Например, при капитальном ремонте Поликлиники п. Дзержинск вместо предусмотренных сметой контракта от 01.06.2022 работ по прокладке трубопроводов хозяйственно-питьевого (холодного) и горячего водоснабжения из стальных водогазопроводных оцинкованных труб, фактически выполнены работы по прокладке трубопроводов из полипропиленовых труб, при этом Иркутской РБ приняты и оплачены работы по прокладке трубопроводов из стальных водогазопроводных оцинкованных труб, монтаж и стоимость которых дороже.

 

Отмечены факты некачественно выполненной проектной документации, что влияет на эффективность реализации мероприятия по капитальному ремонту и качество проведенного ремонта.

 

Так, при капитальном ремонте поликлиник п. Дзержинск и Хомутовской участковой больницы вентиляция в нарушение п. 4.5.28 Санитарных Правил (утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44) смонтирована не в закрытом коробе. Работы по устройству короба сметой к контракту не предусмотрены, подрядчиком не выполнялись и медицинской организацией не оплачивались. Указанный факт свидетельствует об ошибке проектирования.

 

Минздравом области и медицинскими организациями не организовано должным образом проведение капитального ремонта зданий в оптимальные сроки и сопутствующих с ним мероприятий, включая оснащение мебелью, оборудованием, и проч. По ряду объектов капитальный ремонт выполнялся в течение длительного периода, во время которого прием пациентов и лечение больных осуществлялось в некомфортных и стесненных условиях.

 

К примеру, в связи с капитальным ремонтом поликлиники Хомутовской участковой больницы около года (с 01.04.2021 по 01.03.2022) прием амбулаторных больных проводился в здании стационара Хомутовской участковой больницы, работа которого (круглосуточного и дневного) была прекращена. За счет средств Регионального проекта на сумму 14 256,7 тыс. р. по контракту от 02.04.2021 был выполнен капитальный ремонт здания поликлиники (отделочные работы, замена дверей и сетей электроснабжения, замена системы внутреннего водопровода и канализации, устройство вентиляции и замена конвекторов). Работы завершены подрядчиком 30.09.2021. При этом поликлиника вновь была открыта для приема пациентов только с 01.03.2022, или спустя 5 месяцев. По пояснению Иркутской РБ, после завершения подрядчиком работ больницей за счет собственных средств закупалась мебель (столы, шкафы для картотеки, и др.). Между тем, вопросы обновления мебели следовало решить еще до завершения ремонтных работ.

 

Аналогично, из-за приобретения новой мебели для отремонтированной поликлиники п. Дзержинск было задержано ее открытие на 2,5 месяца. Капитальный ремонт данной поликлиники осуществлялся за счет нескольких источников. За счет средств Регионального проекта по контракту от 01.06.2022 был проведен ремонт 1 этажа на сумму 11 981,7 тыс. р., работы подрядчиком завершены 26.10.2022. Капитальный ремонт 2 этажа и монтаж сетей связи и охранно-пожарной сигнализации на сумму 14 156,1 тыс. р. выполнены за счет средств областного бюджета по другому мероприятию, которые Иркутской РБ были выделены Минздравом области только 31.08.2022. Контракты за счет указанной субсидии заключены с 31.10.2022 по 06.12.2022, или после завершения ремонта 1 этажа, а исполнены в полном объеме 15.02.2023.

 

Позднее предоставление субсидии Иркутской РБ, неоперативные действия больницы по закупки мебели и проч., нарушения подрядчиком сроков выполнения работ в совокупности привели к тому, что около года (с 06.06.2022 по 05.05.2023) прием амбулаторных пациентов осуществлялся в полублагоустроенном деревянном одноэтажном здании 1961 года постройки (бывшее здание детской поликлиники п. Дзержинск), диагностические исследования проводились в подразделениях больницы в других населенных пунктах. Кроме того, позднее предоставление субсидии оказало влияние на качество ремонта, в частности, монтаж сетей, сопряженный с пробивкой отверстий, проводился в уже отремонтированных помещениях 1 этажа.

 

Предусмотренный в Региональной программе объем средств на комплексный капитальный ремонт по ряду объектов значительно ниже необходимого объема средств на его проведение, определенного по результатам государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости работ, что не позволяло обеспечить выполнение комплексного капитального ремонта, как это предусматривалось Региональной программой. На часть объектов Минздравом области дополнительно предоставлялись субсидии за счет средств областного бюджета.

 

Так, результаты проверки показали, что из 5 объектов Куйтунской РБ, в которых в 2021-2022 годах проведен капитальный ремонт за счет средств Региональной программы, полностью завершены все необходимые работы только на 2 объектах. К примеру, по Кундуйской участковой больнице сметная стоимость капитального ремонта в ценах на 01.04.2021 составляет 51 242,3 тыс. р., за счет средств Регионального проекта в 2022 году выполнена только часть работ на сумму 7 950 тыс. р. (ремонт отопления). Необходимо еще выполнение электромонтажных работ, работ по ремонту кровли, отделочных работ, и др.

 

Как указано в паспорте Регионального проекта, проведение капитального ремонта объектов медицинских организаций создаст комфортные условия пребывания в медицинских организациях. Приведенные в настоящем отчете факты свидетельствуют о том, что ожидаемый результат достигнут не в полной мере.

 

Исходя из установленных показателей Регионального проекта, за период его реализации в Иркутской области планируется увеличить число посещений сельскими жителями медицинских организаций (с 6,79 посещений на 1 сельского жителя в 2022 году до 6,84 посещений в 2024 году) и снизить долю зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и капитального ремонта (с 1,8 % в 2022 году до 1,4 % в 2024 году).

 

По расчету КСП, выполненному в соответствии с утвержденными Минздравом России методиками, число посещений сельскими жителями медицинских организаций составило в 2022 году 5,94 посещения на 1 сельского жителя в год, или на 12,5 % ниже запланированного уровня (6,79 посещений); доля зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и капитального ремонта, составила 4,3 % при плане 1,8 %. При этом Минздрав области отчитался о достижении указанных показателей.

 

В целом, по результатам проверок Минздрава области и медицинских организаций выявлено нарушений на сумму 61 675,1 тыс. р., объем проверенных средств составил 428 870 тыс. р.

 

На дату утверждения настоящего отчета:

 

  • по предписаниям КСП области от 30.03.2023 № 15/5-Прп (Областная больница № 2), от 30.03.2023 № 15/6-Прп (Куйтунская РБ), от 31.03.2023 № 15/7-Прп (Иркутская РБ), средства субсидии, израсходованные не по целевому назначению, по информации учреждений (Куйтунской РБ от 13.04.2023 № 511, Областной больницы № 2 от 11.04.2023 № 453, Иркутской РБ от 14.04.2023 № 1086), возвращены в бюджет в сумме 672,8 тыс. р.;
  •  

  • руководители учреждений привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, из них главные врачи Куйтунской РБ и Областной больницы № 2 в виде штрафа 20 тыс. р. (постановления от 28.04.2023 и от 17.05.2023), главный врач Иркутской РБ в виде предупреждения (постановление от 25.05.2023);
  •  

  • на основании предписаний КСП области от 17.03.2023 № 15/2-Прп (Областная больница № 2), от 17.03.2023 № 15/3-Прп (Куйтунская РБ), от 22.03.2023
    № 15/4-Прп (Иркутская РБ), по информации учреждений (письма Куйтунской РБ от 30.03.2023 № 453, Областной больницы № 2 от 29.03.2023 № 344, Иркутской РБ от 31.03.2023 № 967), 7 объектов основных средств учтены в бухгалтерском учете учреждений;
  •  

  • главный бухгалтер Куйтунской РБ привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ (за предоставление бюджетной отчетности за 2022 год, содержащей недостоверные данные) в виде штрафа 5 тыс. р. (протокол от 03.04.2023 № 25/4-АП, постановление мирового судьи судебного участка № 69 Куйтунского района от 28.04.2023);
  •  

  • по информации учреждений, привлечены к дисциплинарной ответственности работников, в том числе Иркутской РБ – 5 работников: заместитель главного врача по административно-хозяйственной части, главный бухгалтер, начальник технического отдела, заведующая Хомутовской участковой больницы, заведующая хозяйством Хомутовской участковой больницы (приказ от 12.04.2023), Областной больницей № 2 – 2 работника начальник хозяйственного отдела (приказ от 10.02.2023), бухгалтер (приказ от 20.03.2023).

 

В министерство здравоохранения Иркутской области направлено представление о выявленных нарушениях и недостатках.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и в Правительство Иркутской области.