Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных министерству строительства Иркутской области в 2022 году и истекшем периоде 2023 года на модернизацию первичного звена здравоохранения Иркутской области (строительство и реконструкция объектов здравоохранения)», проведенного на основании пункта 6 раздела II плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год

29.09.2023

 

Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства Иркутской области, ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области».

 

По результатам контрольного мероприятия выявлены:

 

Нарушения при формировании и исполнении бюджетов:

 

  • 5 773,2 тыс. р. – Министерством строительства Иркутской области (далее – Минстрой области) и ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» (далее – Единый заказчик) в 2022 году в нарушение ст. 158 и ст. 162 БК РФ, п. 4.3.10 Соглашения с Минздравом России от 31.12.2021 не обеспечено результативное использование бюджетных средств в соответствии с утвержденными им бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, повлекшее возврат средств в федеральный бюджет (всего 24 328,4 тыс. р., из них восстановлено в 2023 году только 18 555,2 тыс. р., или меньше на 5 773,2 тыс. р.);
  •  

  • 73 646,2 тыс. р. – неэффективное (нерезультативное) использование бюджетных средств. Подрядчиком ООО «Ново-Строй» по контракту от 22.06.2022 на подготовку проектной документации, выполнение работ по реконструкции Врачебной амбулатории р.п. Тельма работы по первому этапу (получение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая достоверность определения сметной стоимости) в установленный контрактом срок (до 01.11.2022) не выполнены, при этом Единым заказчиком контракт расторгнут в одностороннем порядке в связи с просрочкой исполнения подрядчиком обязательств только 07.04.2023. Выплаченный в 2022 году аванс в сумме 73 646,2 тыс. р. подрядчиком в добровольном порядке не возвращен, исковое заявление в Арбитражный суд Иркутской области направлено Единым заказчиком только 15.05.2023.

 

Нецелевое использование бюджетных средств:

 

  • 1 372,9 тыс. р. (ФБ – 1 301,3 тыс. р., ОБ – 71,6 тыс. р.) – Единым заказчиком допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1 372,9 тыс. р. на оплату невыполненных работ (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
    № 44-ФЗ, условий контракта от 06.10.2022 на строительство Детской поликлиники на б-ре Рябикова по акту о приемке выполненных работ от 29.12.2022 приняты и 29.12.2022 оплачены фактически невыполненные работы (по устройству трех канализационных колодцев, колодца водоснабжения и переносу трех опор наружного электроосвещения за пределы участка застройки) на общую сумму 1 142,2 тыс. р. Аналогично, в нарушение условий контракта от 23.06.2022 на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий и строительство Детской поликлиники р.п. Залари по акту о приемке выполненных работ от 13.03.2023 приняты и оплачены фактически невыполненные работы по размещению отходов от демонтажа на полигоне ТБО стоимостью 230,7 тыс. р.
    По факту нецелевого использования средств в отношении Единого заказчика и руководителя Единого заказчика составлены протоколы об административном правонарушении (от 10.07.2023 № 25/10-АП и № 25/11-АП).

 

Нарушения при осуществлении закупок:

 

  • 4 645,5 тыс. р. – Единым заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на строительство Детской поликлиники на б-ре Рябикова на 1 месяц завышен срок строительства, что повлекло завышение индекса прогнозной инфляции и завышение НМЦК на 2 475,9 тыс. р., кроме того неверное распределение объемов работ по годам привело к увеличению НМЦК на 2 169,6 тыс. р. (не учтены доведенные лимиты бюджетных обязательств на 2022 год, в связи с чем занижен объем 2022 года и завышены объемы на 2023-2024 годы, к которым применен индекс прогнозной инфляции), контракт заключен с единственным подрядчиком по НМЦК;
  •  

  • 1 966,9 тыс. р. – Единым заказчиком в контракте на строительство Шелеховской участковой больницы в описание объекта закупки (техническое задание) включено технологическое оборудование и автомобиль скорой медицинской помощи, которые технологически и функционально не связаны с работами по строительству объекта, что повлекло завышение цены по 4 наименованиям за счет применения к стоимости оборудования коэффициентов по накладным расходам, прибыли, и др., применяемых в смете на строительные работы (автомобиль скорой медицинской помощи класса «В» для фельдшерской и врачебной общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, фен настенный, чайник, телефон проводной) на общую сумму 1 966,9 тыс. р.;
  •  

  • 2 991,7 тыс. р. – Единым заказчиком в нарушение ч. 5. ст. 34 и п. 3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условий контрактов не предъявлены штрафные санкции за неисполнение подрядчиками условий контрактов: 200 тыс. р. – за несоставление ООО «Домострой» журнала КС-6а и за отсутствие передачи в режиме реального времени (круглосуточно) данных о ходе выполнения работ на объекте по контракту от 06.10.2022 на строительство Детской поликлиники на б-ре Рябикова; 752,1 тыс. р. – за нарушение ООО «Автоспецстрой» сроков выполнения работ по контракту от 27.05.2022 на строительство поликлиники п. Качуг; 2 039,6 тыс. р. – штрафы за необорудование строительной площадки пунктами очистки (мойки колес) транспортных средств и спецтехники, за отсутствие бункеров для сбора мусора, за ненадлежащее выполнение ограждения строительной площадки, не позволяющего полностью ограничить доступ на ее территорию посторонних лиц, и пени за несвоевременное выполнение работ ООО «Ново-Строй» по контракту от 23.06.2022 на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий и строительство Детской поликлиники р.п. Залари;
  •  

  • 17 805,4 тыс. р. – Единым заказчиком в нарушение статей 720 и 746 ГК РФ, ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, условий контракта от 06.10.2022 на строительство Детской поликлиники на б-ре Рябикова по акту от 29.12.2022 приняты и оплачены фактически невыполненные подрядчиком ООО «Домострой» на момент приемки и оплаты работы по выносу наружных сетей водоснабжения и канализации, которые согласно 19 актам освидетельствования скрытых работ, подписанным Единым заказчиком и подрядчиком, были выполнены только в январе-феврале 2023 года;
  •  

  • 94 580,1 тыс. р. – Единым заказчиком в нарушение статей 720 и 746 ГК РФ, ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и п. 4.3 контракта от 27.05.2022 на строительство поликлиники п. Качуг приемка по 2 и 3 этапам по актам от 12.04.2023 и от 25.05.2023 и последующая их оплата осуществлена при отсутствии документов, подтверждающих приемку работ авторским надзором (по 2 этапу), отсутствии исполнительной документации по 3 этапу (документация, содержащая материалы в текстовой и графической формах и отображающая фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации, в т. ч. актов освидетельствования скрытых работ);
  •  

  • 113 900,3 тыс. р. – Единым заказчиком в нарушение статей 720 и 746 ГК РФ, ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и п. 4.1.1 контракта от 10.12.2021 на строительство Тангуйской участковой больницы приемка работ по 10 актам выполненных работ и последующая их оплата (7 актов за 2022 год на 82 240,9 тыс. р., 3 акта за февраль – апрель 2023 года на сумму 31 659,4 тыс. р.) осуществлена при отсутствии исполнительной и рабочей документации (актов освидетельствования скрытых работ, комплекта исполнительной документации);
  •  

  • 6 980 тыс. р. – в нарушение статей 720, 743 и 744 ГК РФ, ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условий контракта от 06.12.2021 на строительство Шелеховской участковой больницы подрядчиком по согласованию с Единым заказчиком произведена замена ряда технологического оборудования без внесения изменений в проектно-сметную документацию, являющуюся приложением к контракту, и без пересчета его стоимости, при этом в акт о приемке выполненных работ от 02.12.2021 (оплачен в марте 2022 года) включены комплексы строительных работ, включая оборудование, предусмотренные сметой контракта и ведомостью объемов работ без учета произведенной замены, т.е. фиктивные данные (например, по оценке КСП разница в стоимости замененной модульной котельной установки составила около 6 980 тыс. р., фактически установлена модульная котельная установка производителя ООО «Термооптима», стоимость которой по информации производителя – 16 834,5 тыс. р., в актах стоимость установки производителя ООО «Алтайгидрострой» – 23 814,6 тыс. р.);
  •  

  • 20 448,3 тыс. р. – Единым заказчиком в нарушение ч. 62 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ увеличена цена контракта от 23.06.2022 на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий и строительство Детской поликлиники р.п. Залари в отсутствие решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупки для нужд субъекта РФ;
  •  

  • 9 192,1 тыс. р. – Единым заказчиком в нарушение Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468) в смету контракта от 23.06.2022 на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий и строительство Детской поликлиники р.п. Залари необоснованно включены работы по проведению строительного контроля, что привело к завышению цены контракта (с учетом НДС и непредвиденных затрат). На дату проведения осмотра (15.05.2023) строительный контроль фактически осуществлялся специалистом Единого заказчика;
  •  

  • 4 754,1 тыс. р. – Единым заказчиком в контракт от 23.06.2022 на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий и строительство Детской поликлиники р.п. Залари включено не предусмотренное порядками оказания медицинской помощи медицинское оборудование, что привело к завышению цены контракта;
  •  

  • 108 173,3 тыс. р. – Единый заказчик в нарушение п. 2 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» по контракту от 10.12.2021 на строительство Тангуйской участковой больницы при отсутствии казначейского сопровождения контракта увеличил размер аванса подрядчику ООО «Фортуна» с 50 % до 90 % по 8 этапам (следовало не более 50 %);
  •  

  • 87 971,8 тыс. р. – Единым заказчиком в нарушение постановлений Правительства РФ № 39 и № 505 по контракту от 06.12.2021 на строительство Шелеховской участковой больницы при отсутствии казначейского сопровождения контракта установил размер аванса по 2-5 этапам, превышающий 50 %, или на 87 971,8 тыс. р. (из них 64 620,9 тыс. р. перечислены 19.12.2022, т.е. после приостановления обязательств по контракту с 14.12.2022 дополнительным соглашением от 15.12.2022;
  •  

  • 151,8 тыс. р. – в нарушение статей 720 и 746 ГК РФ, ч.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условий контракта от 12.09.2022 Единым заказчиком за счет средств областного бюджета в мае 2023 года приняты и оплачены работы АО «ГИПРОЗДРАВ» — научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отдыха» по авторскому надзору за строительством поликлиники п. Качуг (за отчетный период 12.09.2022 по 31.03.2023) без отчета о выполненных работах.

 

В целом, по результатам контрольного мероприятия выявлено нарушений на сумму 554 353,6 тыс. р., объем проверенных средств составил 1 480 405,0 тыс. р.

 

В ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» направлено представление о выявленных нарушениях и недостатках.

 

В министерство строительства Иркутской области и министерство здравоохранения Иркутской области направлены информационные письма.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.