Информация о результатах параллельного со Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия «Аудит реализации мер, предпринимаемых государственными органами исполнительной власти и иными организациями, в сфере обращения с отходами потребления, а также ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе в рамках федеральных проектов национального проекта «Экология» и региональных программ в области обращения с отходами, в 2019–2022 годах и истекшем периоде 2023 года», проведенного на основании пункта 3 раздела I плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год

04.10.2023

 

Перечень объектов мероприятия: министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области; министерство строительства Иркутской области; администрации: муниципального образования «Жигаловский район», Слюдянского муниципального района, городского округа муниципального образования «город Саянск»; региональные операторы по обращению с ТКО: ООО «РТ-НЭО Иркутск»; ООО «Региональный северный оператор».

 

С 01.01.2019 в России введена новая система обращения с ТКО, которая предусматривает оказание услуг в сфере обращения с ТКО только региональными операторами.

 

Одновременно стартовал федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО», которым предусмотрено создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

 

Согласно данным официальной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) в Иркутской области ежегодно образуется около 700 тыс. тонн ТКО, приоритетным способом обращения с которыми сохраняется захоронение.

 

Анализ полноты федерального законодательства показал, что отсутствует достаточно четкое и понятное регулирование отношений, связанных с созданием комплексной системы обращения с ТКО. Федеральное законодательство не регулирует отношения по созданию (строительству) объектов обработки, утилизации, захоронения ТКО. На практике в отсутствие достаточных оснований создание таких объектов, имеющих межмуниципальный характер использования, возлагается на органы местного самоуправления, что создает проблемы, не обеспечивает эффективное управление такими объектами и влечет нарушения.

 

В федеральном законодательстве отсутствуют правила обращения с такими отходами потребления, как строительные отходы, жидкие бытовые отходы. Право на регулирование этих отношений субъектам РФ не предоставлено.

 

Ряд постановлений Правительства РФ с учетом правоприменительной практики за истекший с 2016-2018 г.г. период требует актуализации (Правила учета ТКО № 505, Правила обращения с ТКО № 1156 и др). На федеральном уровне не установлены правила обращения с ТКО в труднодоступных и отдаленных территориях.

 

В Иркутской области Порядок накопления ТКО № 780-пп не в полной мере соответствует законодательству, не регулирует надлежащим образом отношения по раздельному накоплению ТКО.

 

Действующие Региональная программа в области обращения с отходами, Территориальная схема обращения с отходами, содержат ряд недостатков. Территориальная схема обращения с отходами в настоящее время актуализируется.

 

Региональная программа, утвержденная приказом Минприроды, являющимся нормативным правовым актом, предусматривает, что она носит информационно-аналитический характер. В региональной программе, утвержденной в 2021 г., только формально продекларированы планы по разработке мер стимулирования создания объектов в сфере обращения с ТКО, утилизации ТКО, меры до настоящего времени не приняты.

 

Нормативы накопления ТКО не основаны на замерах фактического накопления, ранее часть их признана судом недействительными, взамен которых приняты временные нормативы, что не предусмотрено законодательством.

 

Фактическое образование ТКО согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) ниже, чем объем образования ТКО, предусмотренный Территориальной схемой обращения с отходами, что обусловлено рядом обстоятельств.

 

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Иркутская область поделена на две зоны деятельности региональных операторов: зона 1 «Север» с более никой плотностью населения (11 муниципальных образований, 26,2 % населения), зона 2 «Юг» с высокой плотностью населения (31 муниципальное образование, 73,8 % населения).

 

Выборочная проверка соблюдения региональными операторами условий соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Иркутской области отклонений не выявила.

 

Отсутствуют средства объективного учета количества образующихся ТКО.

 

Контрольное мероприятие показало, что проблема полностью не исключена.

 

Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) является приблизительной, поскольку не все субъекты деятельности в сфере обращения с ТКО сдают такую отчетность.

 

Объемы принимаемых, обрабатываемых, утилизируемых (или переданных на утилизацию) раздельно накопленных ТКО, переданных собственниками отходов на пункты приема вторичного сырья, не входят в показатели отчетности по форме 2-ТП (отходы), поскольку ряд организаций по работе с вторичным сырьем ее не сдают, и не входят в отчетность по форме Приказа Минприроды РФ № 285, поскольку они не поименованы субъектами сдачи такой информации.

 

Проверка согласованности данных, представляемых региональными операторами, по видам отчетности: по форме 2-ТП (отходы); по форме Приказов Минприроды России от 02.09.2021 № 623, от 19.04.2022 № 285; информации в АИС «Электронная модель федеральной схемы» выявила ряд расхождений, в том числе приводящих к необъективным данным по региональному проекту.

 

Полученные в 2020 г. региональными операторами субсидии при регулировании тарифов на 2021-2023 годы не были учтены в целях компенсации (сокращения) величины экономически обоснованных расходов и недополученных доходов, за отсутствием таковых; средства, предоставленные региональным операторам, из необходимой валовой выручки региональных операторов при установлении (корректировке) тарифов не исключались.

 

Фактически за счет субсидии из областного бюджета, источником которой являлся иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, произведено возмещение расходов, возникших в период распространения короновирусной инфекции, оплаченных потребителями услуг в рамках единого тарифа на услуги региональных операторов по обращению с ТКО, что стало следствием неопределенности правового регулирования Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 153 особенностей государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 год и последующие годы.

 

За два года реализации мероприятий по закупке контейнеров для раздельного накопления ТКО 21 муниципальное образование (в т.ч. четыре муниципальных образования участвовали два года подряд) приобрело 3 349 ед. контейнеров, половина из которых не была установлена на контейнерные площадки, кроме этого часть контейнеров закуплена для сбора смешанных отходов. Потребность в таких контейнерах, устанавливаемых на контейнерных площадках, обслуживаемых региональными операторами, отсутствовала в большинстве муниципальных образований, заявившихся на получение субсидии, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета. Контейнеры используются не по назначению по причине отсутствия в Иркутской области объектов обработки и утилизации. Объект обработки появился в 2021 году только в зоне 1 «Север».

 

В рамках создания комплексной системы обращения с ТКО не развиваются разные формы организации приема и обработки ТКО с целью утилизации, в том числе вызывающие интерес собственников отходов к раздельному накоплению.

 

В целях совершенствования обращения с вторичными ресурсами, усиления деятельности организаций по приему вторичных ресурсов на обработку и утилизацию, необходимо предусматривать мероприятия, направленные на стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающихся переработкой таких ресурсов путем разработки и применения мер государственной поддержки.

 

Результаты мероприятий по созданию объектов инфраструктуры в сфере обращения с ТКО, реализованные в период с 2019 г. по 2023 г. нельзя признать эффективными.

 

Ввод объектов по размещению ТКО в эксплуатацию затягивался по различным основаниям. В 2020-2022 г.г. выполнялись мероприятия по вводу в эксплуатацию полигонов, построенных в Черемховском районе (2017-2020), в Нижнеудинском районе (2018-2020). Строительство полигона в Слюдянском районе, начатое в 2019 г., завершено строительством в 2022 г. за пределами запланированных сроков, в текущем году проводятся действия по вводу его в эксплуатацию.

 

Только Нижнеудинский полигон включен в ГРОРО и в 2021 году начато его использование в отсутствие тарифа на захоронение и лицензированной эксплуатирующей организации.

 

Построенные до 2021 года полигоны требуют приведения их в соответствие с Едиными требованиями к объектам № 1657, для чего необходима их реконструкция в срок до 01.01.2026, которая мероприятиями подпрограммы «Отходы производства и потребления» не предусмотрена. Кроме этого, согласно проектной документации на полигон в Нижнеудинском районе необходимо возведение второй очереди.

 

Получившая в 2020 году положительное заключение госэкспертизы проектная документация на строительство мусороперегрузочной станции в местности Бориса Ольхонского района до настоящего времени не реализована.

 

Проектная документация на строительство полигона ТКО с элементами сортировки в Жигаловском районе, выполненная в 2020-2021 г.г., не получила положительное заключение госэкспертизы.

 

В 2021 г. начата подготовка проектной документации на строительство полигона ТКО с мусоросортировочной линией, инсинераторной установкой и площадкой мембранного компостирования на территории МО «город Саянск». В запланированные сроки (2022 г.) проектная документация не получила положительное заключение госэкспертизы, которая продолжается.

 

Только с 2023 года предусмотрены и проводятся мероприятия по подготовке проектной документации на строительство двух полигонов с объектами сортировки, из которых один с элементом утилизации (мусоросортировочный комплекс в составе мембранного компостирования биоразлагаемых отходов и карт захоронения ТКО (хвостов) на территории Эхирит-Булагатского района, полигон с мусоросортировочной станцией в Тайшетском районе), мусороперегрузочной станции в п. Хужир Ольхонского района.

 

Строительство объектов, имеющих межмуниципальный характер использования, в отсутствие достаточных оснований возлагается на муниципальные образования.

 

Реализация мероприятий, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны органов местного самоуправления, сопровождалась нарушениями и недостатками.

 

Официальная статистика количества и объемов свалок отходов не ведется. По этой причине количество свалок, отраженное в Территориальной схеме обращения с отходами, нельзя признать точным (на декабрь 2021 года – 608 ед., в проекте откорректированной Территориальной схемы – более 900 ед.).

 

Ранее выраженная КСП области позиция о том, что ликвидация свалок на земельных участках, собственность на которые не разграничена, не относится к полномочиям органов местного самоуправления и к их полномочиям в сфере обращения с ТКО, нашла свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П, согласно которому федеральным органам государственной власти надлежит урегулировать эти отношения.

 

Отчет по результатам проведения контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.

 

В Правительство Иркутской области направлено информационное письмо, в администрацию Слюдянского муниципального района направлено представление.

 

Копии отчета направлены в Счетную палату Российской Федерации, прокуратуру Иркутской области, Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

 

Материалы проверки в отношении строительства объекта «Полигон твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Слюдянский район» направлены в ГУ МВД России по Иркутской области, Службу государственного финансового контроля Иркутской области.