Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» (ПЗ-1249)

10.10.2023

 

Законопроектом предлагается внести в Закон Иркутской области от 22.10.2013 № 74-ОЗ «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» (далее – Закон области № 74-ОЗ) ряд изменений:

 

  • Предусмотреть, что дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов могут предоставляться также в иных случаях, предусмотренных законом об областном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства области.
  •  

  • Увеличить нормативы отчислений доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее — УСН), в бюджеты городских округов с 30 % до 50 %, в бюджеты муниципальных округов с 30 % до 75 % от объема доходов по данному виду налога, подлежащего зачислению с территории соответствующих городских округов в консолидированный бюджет Иркутской области.

 

По итогам экспертизы КСП области отмечено следующее.

 

Согласно ст. 138.4 Бюджетного кодекса РФ, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов могут предоставляться местным бюджетам в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Такие случаи установлены Законом области № 74-ОЗ, что соответствует предмету его регулирования. Включение в данный закон отсылочной нормы, что дотации могут предоставляться также в иных случаях, предусмотренных законом об областном бюджете, не отвечает требованиям ст. 138.4 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ закон о бюджете — правовая форма бюджета, который предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в связи с чем включение в него норм регулятивного характера не соответствует предмету его правового регулирования.

 

В части увеличения единых нормативов отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных округов, КСП области отмечено, что это приведет к возникновению выпадающих доходов областного бюджета.

 

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, по нормативу 100 процентов подлежат зачислению в региональный бюджет.

 

В настоящее время Законом области № 74-ОЗ единые нормативы отчислений в бюджеты городских округов установлены в размере 30 %. Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317) на 01.09.2023 плановый объем поступлений по данному налогу в консолидированный бюджет области на 2023 год составляет 13 735,7 млн. р.

 

В случае увеличения нормативов отчислений по УСН в бюджеты городских округов до 50 %, недополученные доходы областного бюджета составят около 2 747 млн. р. Расчеты объема недополученных доходов в результате предлагаемых изменений нормативов отчислений УСН в части муниципальных округов не осуществлены ввиду отсутствия в настоящее время муниципальных округов на территории Иркутской области.

 

Анализ регионального законодательства субъектов Российской Федерации показал, что нормативы отчислений в местные бюджеты по УСН установлены в 67 регионах из 89 (75 %). При этом размер единого норматива варьируется от 100 % в 13 регионах (Мурманская, Калужская, Ленинградская области, Республика Алтай и др.) до 2 % (Тамбовская и Рязанская области). Нормативы установлены преимущественно для городских округов и муниципальных районов.

 

По итогам проведенной экспертизы Законопроект предложен к рассмотрению Законодательным Собранием Иркутской области с учетом высказанных предложений и объема выпадающих доходов областного бюджета.