Информация о результатах совместного контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования федеральных и иных ресурсов, направленных на охрану и использование объектов растительного и животного мира» (со Счетной палатой Российской Федерации), проведенного на основании пункта 4 раздела I плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год

20.10.2023

 

Перечень объектов мероприятия: министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, министерство лесного комплекса Иркутской области, областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области».

 

Основные выводы

 

На территории Иркутской области расположено 5 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения.

 

В проверяемом периоде на территории Иркутской области функционировали две категории ООПТ регионального значения – государственные природные заказники (ГПЗ) и памятники природы.

 

Перечень ООПТ регионального и местного значения Иркутской области утвержден приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 11.08.2022 № 66-42-мпр в составе:

 

  • 13 ГПЗ регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем на территории 19-ти муниципальных образований;
  •  

  • 57 памятников природы регионального значения (с различным профилем – гидрологический -16, ландшафтный -14, ботанический -8, геоморфологический -7, геологический и геоморфологический — 6, геологический и комплексный — по 2), спелеологический и зоологический – по 1) общей площадью 15 995 га (или 0,02 % от площади Иркутской области).

 

Из тринадцати ГПЗ двенадцать были созданы в 1963-1987 годах решениями Иркутского облисполкома с последующим уточнением постановлениями Правительства Иркутской области описания их границ с указанием перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН (в 2012 году 11 ед ., в 2021 году 1 ед. – «Озерный»).

 

В 2014 году создан Заказник «Лебединые озера (Окунайский)».

 

Полномочия по созданию и обеспечению функционирования ООПТ в разные периоды осуществлялись разными структурами:

 

  • до февраля 2022 года в функциях министерства природных ресурсов было предусмотрено обеспечение организации, охраны и функционирования ООПТ регионального значения, за исключением заказников регионального значения.
  •  

 

В отношении заказников регионального значения полномочия реализовывали:

 

  • до июня 2018 года — служба по охране и использованию животного мира Иркутской области, находившаяся в ведении министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области;
  •  

  • с июня 2018 года по январь 2022 года — министерство лесного комплекса.

 

С 01 февраля 2022 года постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 910-пп к задачам министерства отнесено определение государственной политики в области образования, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения Иркутской области.

 

Создано ОГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области», цели и виды деятельности которого, предусмотренные его уставом, в нарушение ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона №7-ФЗ, не соответствуют полномочиям министерства, определенным положением о нем.

 

Мероприятия по созданию, сохранению и развитию ООПТ регионального значения, охране и сохранению объектов животного мира в Иркутской области определены в государственных программах «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы и «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы.

 

Мероприятия включались в различные основные мероприятия госпрограмм, ответственным исполнителем которых выступало министерство природных ресурсов, соисполнителем — министерство лесного комплекса (в 2018-2022 годах).

 

Основные мероприятия содержали в своем составе кроме мероприятий по обеспечению создания, функционирования и охраны ООПТ также иные мероприятия по охране окружающей среды и животного мира (в отношении территорий, не отнесенных к ООПТ, в том числе территорий традиционного природопользования).

 

Средства федерального бюджета на решение вопросов в сфере образования и обеспечения функционирования ООПТ регионального значения не поступали.

 

Привлечение внебюджетных средств при функционировании ООПТ не предусмотрено.

 

Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в государственных программах в целях обеспечения функционирования, создания и охраны ООПТ, в областном бюджете не обозначено отдельными целевыми статьями расходов (за исключением финансирования Дирекции по ООПТ в 2022 и 2023 годах).

 

Согласно отчетам об исполнении государственных программ, исполнение основных мероприятий за проверяемый период составило 242 728,5 тыс.р.

 

Расходы министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на реализацию мероприятий в отношении ООПТ регионального значения составили всего 5 477,1 тыс.р., в том числе 2018 г. – 771,7 тыс.р, 2019 – 699,0 тыс. р., 2020 – 481,5 тыс. р., 2021 – 1 779,1 тыс. р., 2022 – 114,0 тыс. р., 2023 – 1 631,9,0 тыс. р. Кроме этого министерством осуществлялись расходы на ведение Красной книги Иркутской области в объеме 2 530,6 тыс.р.

 

На финансовое обеспечение выполнения Дирекцией по ООПТ государственных заданий предусмотрено предоставление субсидий на 2022 год в объеме 58 872,3 тыс. р.; на 2023-2025 годы ежегодно в объеме 63 266,4 тыс.р., в 2023 году предусмотрены субсидии на иные цели на сумму 3 960,0 тыс. р., на приобретение основных средств.

 

Расходы Дирекции по ООПТ составили в большей части затраты на оплату труда и начислений на оплату труда.

 

Устав учреждения, государственные задания бюджетному учреждению, соглашения о предоставлении субсидий вызывают замечания.

 

С отступлением от требований ч. 3 ст.69.2 БК РФ и п.6 Порядка формирования государственного задания в государственном задании некорректно указаны номера реестровых записей государственных услуг, они не содержатся ни в общероссийском базовом (отраслевом), ни в региональном перечнях государственных и муниципальных услуг и работ, размещенных на едином портале бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» (https://budget.gov.ru).

 

Формирование государственного задания осуществлялось с отступлением от требований ст. 69.2 БК РФ, ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п.4 Порядка № 348-пп в отсутствие в уставе Дирекции по ООПТ в перечне основных видов деятельности такого как «организация и проведение работ по учету, анализу численности объектов животного мира, а также видов редких и находящихся под угрозой исчезновения и среды их обитания».

 

С несоблюдением требований ч.ч.3.3., 3.5. ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, приказа Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» учредителем Дирекции по ООПТ (министерством) не обеспечено размещение государственного задания учреждения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, изменений в него, изменений в устав.

 

Учреждение не имеет официального сайта в сети «Интернет». Вместе с тем Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования ООПТ предусмотрено размещение определенной информации именно на его официальном сайте. Отсутствие сайта приводит к невыполнению учреждением указанного Положения.

 

Обеспечение деятельности учреждения осуществляется в недостаточных объемах для выполнения возложенных на него задач. При создании и функционировании Дирекции по ООПТ не обеспечено необходимое техническое оснащение.

 

Расходы министерства лесного комплекса на управление в сфере ООПТ составили в 2018 году 10 032,7 тыс.р.; в 2019-2022 годах — 100 024,4 тыс. р. Расходы направлены на оплату труда и материально-техническое обеспечение деятельности работников подразделений министерства, включая государственных инспекторов в территориальных подразделениях министерства (лесничествах), выполнявших функции по организации и обеспечению государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения.

 

Использование бюджетных средств не всегда приводило к достижению результатов:

 

  • в 2018 году понесены расходы на закрепление границ двух памятников природы («Белая выемка», Мыс «Бурхан») в объеме 100,9 тыс.р. и в 2019 году – на подготовку документов для внесения сведений о границах и режиме охраны одного памятника природы в ЕГРН («Остров Борокчин») – 5,5 тыс.р., в 2021 году они исключены из ЕГРН в связи с исключением их в 2020 году из состава памятников природы регионального значения;
  •  

  • не достигнут результат по созданию двух памятников природы: государственный контракт на сумму 670,0 тыс.р. на проведение комплексного экологического и социально-экономического обследования территорий («Озеро Кривое», «Озеро Большое» в Тулунском районе Иркутской области) выполнен и оплачен в 2019 году на сумму 201,0 тыс. р. или 30% общей стоимости (1-й этап). В связи с ЧС в Тулунском районе рекомендовано отложить решение вопроса на 2020-2022 годы, однако работы по образованию памятников природы «Озеро Кривое», «Озеро Большое» в Тулунском районе не завершены, в связи с чем произведенные расходы на обследование территорий не привели к результату.

 

В отношении ГПЗ «Озерный» в разных документах имеются расхождения относительно его площади (40 000 га при создании; 37 851 га при уточнении площади). Границы заказника пересекаются с лицензионными участками ООО «Иркутская нефтяная компания». При этом в силу Федерального закона № 33-ФЗ изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 

По результатам проведенной министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области работы установлено, что еще при создании заказника (Решение от 09.12.1985) фактическая его площадь составляла 34 135 га, что на 5 865 га меньше площади, утвержденной этим Решением — 40 000 га.

 

В ЕГРН внесены сведения о 63 ООПТ регионального значения (13 заказниках и 50 памятниках природы), расположенных на территории Иркутской области.

 

Министерством ведется поэтапная работа по установлению границ охранных зон в отношении 46 памятников природы, завершить которую планируется в 2024 году: 1 этап (9 объектов) – 2022 год; 2 этап (15 объектов) – 2023; 3 этап (22 памятника природы) – 2024 год.

 

По состоянию на 01.09.2023 Указами Губернатора Иркутской области установлены охранные зоны 28 памятников природы регионального значения, из них сведения о границах 13 зон внесены в ЕГРН.

 

В рамках деятельности министерства по информированию населения, об образовании ООПТ и установлении режима особой охраны и использования ООПТ министерством проведена работа по подготовке материалов и изданию в 2020 году Атласа по памятникам природы регионального значения Иркутской области, который размещен в свободном доступе на официальном сайте министерства.

 

В 2021 году министерством подготовлены материалы и издана тематическая настольная игра «Лото по памятникам природы регионального значения Иркутской области».

 

В рамках Дней защиты от экологической опасности ежегодно проводятся экологические акции по уборке мусора на территории памятников природы регионального значения «Кайский Бор», «Мыс Шаманский», «Слюдянское озеро».

 

Отчет по результатам проведения контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.

 

В Правительство Иркутской области, министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области направлены информационные письма.

 

Копии отчета направлены в Счетную палату Российской Федерации, Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.