Контрольно-счетная палата Иркутской области 20 декабря 2023 года приняла участие в семинаре со специалистами финансовых органов муниципальных районов и городских округов Иркутской области, организованном министерством финансов Иркутской области

20.12.2023

 

Министерством финансов Иркутской области 20 декабря 2023 года в режиме видео-конференц-связи организовано проведение семинара со специалистами финансовых органов муниципальных районов и городских округов Иркутской области на тему «Актуальные вопросы управления муниципальными финансами». С докладом об актуальных вопросах соблюдения законодательства в бюджетной сфере на семинаре выступила аудитор КСП Иркутской области Лариса Мулярова. В своем докладе аудитор отметила необходимость соблюдения требований бюджетного и иного законодательства при планировании бюджетных средств и их расходовании, важную роль в этом процессе финансовых органов муниципальных образований. В качестве актуальных вопросов соблюдения законодательства в бюджетной сфере отмечены вопросы организации капитального ремонта объектов капитального строительства, организации и осуществления их финансирования. Вопросы, связанные с капитальным ремонтом объектов попали в зону повышенного внимания в 2022 году, когда начал реализовываться Федеральный проект «Модернизация школьных систем образования». На капитальные ремонты объектов муниципальной собственности муниципальным бюджетам предоставляются субсидии из областного бюджета, расходование которых в муниципальных образованиях сопровождается рядом нарушений.

 

 

Согласно нормам Гражданского кодекса РФ и ряда федеральных законов, за учреждениями имущество, в том числе объекты недвижимости (объекты капитального строительства), закрепляются собственником (муниципальным образованием) на праве оперативного управления для выполнения уставных видов деятельности. Право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (ч.1 ст.216 Гражданского кодекса РФ). Учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества (ч.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ). Собственник вправе изъять у учреждения излишнее, неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество.

 

Произвольное вмешательство в содержание учреждением вверенного ему имущества законодательством не допускается. К содержанию имущества относится капитальный ремонт.

 

Собственник обязан обеспечить финансирование учреждений, в том числе с учетом необходимости содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества.

 

Учреждение с момента его создания является заказчиком. Это его полномочие не подлежит изъятию. Заказчик всегда остается заказчиком.

 

Из законодательства следует, что капитальный ремонт объектов недвижимого имущества каждое учреждение должно выполнять самостоятельно за счет бюджетных средств, выделяемых на эти цели учредителем, и иных источников.

 

Однако распространенным нарушением в муниципальных образованиях является возложение функций заказчиков по проведению капитального ремонта на органы администраций (что не соответствует их статусу) и казенные учреждения, не являющиеся балансодержателями объектов, в отношении которых предусмотрен и осуществляется капитальный ремонт. Нарушение в этой части законодательства влечет по совокупности ряд других нарушений, в том числе правил бухгалтерского учета.

 

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе предусматривает возможность централизации закупок. Статьей 26 этого закона предусмотрены разные способы централизации. К рассматриваемой теме капитальных ремонтов подходит способ централизации, определенный частью 3 статьи 26. Для его реализации администрациям муниципальных образований необходимо принять нормативный правовой акт, которым определить уполномоченный орган/учреждение и отдельные полномочия, которыми он наделяется, определить перечень заказчиков (поименовать их), для которых уполномоченный орган/учреждение наделяется полномочиями (централизация допускается для нескольких заказчиков), определить порядок взаимодействия между уполномоченным органом/учреждением и заказчиками. Согласно части 10 статьи 26 порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами/учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.

 

Для исключения нарушений в дальнейшем такой правовой акт необходимо принять в текущем году.

 

В случае централизации закупок таким способом, ассигнования на проведение капитального ремонта доводятся до заказчиков, а не до уполномоченного органа/учреждения.

 

С подробной презентацией по указанной теме можно ознакомиться по ссылке.